Сезон в московских театрах подходит к концу. Сыграны все премьеры. Журнал «Ваш досуг» подводит итоги и рекомендует лучшие спектакли года, которые можно увидеть в июле.
Сцена из спектакля «Пять вечеров». Ильин — Игорь Гордин, Тамара — Полина Агуреева
«Пять вечеров»
Обожаемая москвичами «Мастерская» до последней поры была одним из самых консервативных театров, работающим в собственном стиле и не
пускающим к себе никакие новые веяния. В этом году Петр Фоменко решился на эксперимент и пригласил в театр чужаков — режиссера Виктора Рыжакова и актера МТЮЗа Игоря Гордина. Классическую пьесу Александра Володина они поставили в совершенно не свойственной театру эстетике — как новую драму с элементами цирка. Получился отличный — смешной, легкий и нежный спектакль, где лирическая Полина Агуреева раскрылась как острохарактерная актриса.
«Константин Райкин. Вечер с Достоевским»
У Константина Райкина, худрука театра «Сатирикон», весь кабинет увешан «Золотыми масками». Но он не собирается почивать на лаврах и каждый год доказывает себе и зрителям, что он — лучший. Моноспектакль по «Запискам из подполья» — это серьезная проверка на прочность, и Райкин ее с честью выдерживает. Стоя на краешке авансцены, без партнеров и декораций, он держит тысячный зал в постоянном напряжении, играя с ним, как кошка с мышкой. То ошарашит каким-нибудь эстрадным трюком, то нырнет с головой в темные пучины самоанализа, выворачивая душу наизнанку. Зрители на этом сеансе актерской магии сидят как завороженные, чтобы в конце взорваться аплодисментами.
«Чайка»
В пестрой афише Москвы давно не было таких радикальных спектаклей: столичные театры предпочитают работать на солидную буржуазную публику, не жалующую резких экспериментов. Четырехчасовая «Чайка» Юрия Бутусова адресована поклонникам настоящего авангарда: здесь безумствуют, меняются ролями и по несколько раз проигрывают одну сцену. Режиссер сам выскакивает на сцену, отчаянно пляшет и рычит в микрофон монологи Треплева — это его признание в любви и ненависти чудовищу под названием Театр.
«С наступающим!»; «Время женщин»; «Сережа»
«Современник» в этом сезоне выстрелил залпом премьер, рассчитанных на самую разную аудиторию. Постановка Евгения Арье по роману Зингера «Враги. История любви» (ближайшие показы в следующем сезоне) была принята на ура взыскательными интеллектуалами. Комедия «С наступающим!» с участием Леонида Ярмольника и Сергея Гармаша угодила простой публике. Инсценировка романа Елены Чижовой «Время женщин» пришлась по душе любительницам женских романов. А «Сережа», композиция по чеховским рассказам молодого режиссера Кирилла Вытоптова, — поклонникам классики. Грамотная репертуарная политика Галины Волчек сделала свое дело: в театр потянулись не только преданные поклонники, но и новые зрители.
Сцена из спектакля «Пер Гюнт». Пер Гюнт — Антон Шагин, Озе — Александра Захарова
«Пер Гюнт»
Марк Захаров держит марку театра. Его новый спектакль вряд ли оценят профессионалы (уж слишком урезанной оказалась тут инсценировка поэмы Ибсена), зато зрители от его энергичного действа, с лихими танцами и трюками в лучших традициях Ленкома просто в восторге. Пусть жизненный путь Пера Гюнта тут напоминает дайджест захаровски спектаклей разных лет, зато как хорош Антон Шагин в роли горячего норвежского парня.