Чеховский фестиваль заканчивается грандиозным испанским шоу под названием «Персефона». Если вас не шокирует, когда о смерти говорят с юмором, — вам сюда.
Сцена из спектакля «Персефона»
Свой театр выпускник парижской Школы Жака Лекока каталонец Хуан Фронт создал почти 30 лет назад, когда Испанией еще правил генерал Франко. В те времена говорить о национальных особенностях каталонцев или даже просто говорить на каталонском языке — было небезопасно. Однако «Комедианты» (так называется этот театр) умудрялись не только играть на каталонском, но даже тихонько высмеивать тоталитаризм. Труппа в то время жила коммуной, и власти, вероятно, просто не решались арестовать всех этих весельчаков, которых такполюбили в Барселоне — ведь свои представления театр Хуана Фронта часто устраивал прямо на улице.
Несколько лет назад одно из уличных шоу «Комедиантов» откры- вало программу Чеховского фестиваля. Оно называлось «Демоны». Москвичей тогда так вдохновили люди на ходулях, бившие в барабаны и затевавшие на Тверской опасные игры с огнем, что вскоре подобные уличные труппы стали возникать и у нас.
«Персефона», которую испанцы привезут нам на этот раз, не уличное шоу, а вполне традиционный спектакль — в том смысле, что на улице, перед театром, обещают сыграть лишь пролог, а все остальное действие будет проходить под крышей «Театриума на Серпуховке».
Как ясно из названия, Хуан Фронт и его команда сочинили свою версию античного мифа о Персефоне — дочери богини плодородия, которая была так хороша, что приглянулась самому Аиду, царю загробного мира. Он умыкнул девушку с Олимпа и сделал своей женой — и с тех самых пор ей приходится проводить полгода с мужем (и тогда на земле наступает осень и зима), а полгода с матерью — и та от радости дарит нам весну и лето.
Собственно, этот древнегреческий миф вдохновлял и вдохновляет сотни режиссеров. А лет пятнадцать назад «Персефона» стала одним из самых ярких и стильных творений знаменитого американского авангардиста Роберта Уилсона — этот спектакль Москва увидела на одном из первых Чеховских фестивалей.
«Персефона» Хуана Фронта — зрелище иного рода. Не ждите от него изысканной формы или сдержанной элегантности. Смешав в одном флаконе приемы варьете, мюзикла и старинного театра масок, Хуан Фронт и его комедианты безудержно и беспощадно высмеивают разные обычаи, верования и легенды, связанные со смертью. И потому Персефона у них то и дело попадает в самые немыслимые ситуации, придуманные с таким парадоксальным черным юмором, что кто-то из критиков уже успел сравнить спектакль с картинами Босха. Добавьте к этому неожиданные видеоинсталляции, живую музыку, отлично поставленные танцы, жгучий каталонский темперамент и умение остроумно шутить над самым сокровенным. И если вся эта пряная смесь не придется вам по вкусу, значит, вы действительно не вполне живы.