«Ваш Досуг» расспросил о ее новых ролях и о том, как ей работается с молодыми.

Недавний дебютант Туфан Имамутдинов выпускает в Театре наций спектакль по роману Исаака Башевиса Зингера, в котором актриса сыграет вместе с недавними выпускниками Олега Кудряшова. А чуть раньше в питерском «Приюте комедианта» выйдет «Король Лир», где ей досталась роль... короля Лира.

— В «Шоше» вы играете маму главной героини – странной девочки Шоши, живущей с словно бы содранной кожей: когда герой покидает ее, она останавливается в росте – через много лет он встречает ее такой же, какой оставил в детстве.

— «Шоша» – это как воздух, и само произведение, и персонаж. Если бы мне в молодости пришлось сыграть Шошу, у меня, наверное, перевернулось бы сознание. Представьте, девочка, которая любит, узнает, что предмет ее любви навсегда уезжает, и она останавливается в развитии, буквально – перестает расти. Это преданность на животном уровне, такая чувствительность, которая сегодня людьми утеряна. По сути, ее мать Бася – это взрослая Шоша. Внешне нелепая, незащищенная, но внутри очень стойкая: и приготовить сможет, и накормить. Хотя Башевис Зингер – это всегда мистификация, его нельзя играть бытово – за бытом у него кроется поэзия.

— Вы уже встречались с творчеством Зингера?

— Мне пару раз предлагали его сыграть. Но, знаете, каждому возрасту – свой автор. Я отказывалась, чувствовала, что рано, не хотелось опошлять
его плохой игрой.

— И часто вам кажется, что вы – недостойны сыграть?

— Часто! Вообще, знаете, что бы я сделала с театром? Уничтожила бы грань между жизнью и театром, чтобы не было этого: «вот сейчас выйдет актриса и начнет что-то ваять». У Мордюковой ведь нет этой грани. И в моем любимом Цирке дю Солей тоже нет. Надо, чтобы на сцену смотрели, как в замочную скважину.

— Переехав в Москву, вы стали работать с молодыми – с Константином Богомоловым, теперь вот – с Туфаном Имамутдиновым.

— Костя Богомолов ставит мне голову на место. У него есть для меня какие-то секретные слова, которые помогают мне выживать. Он верит в меня, толкает вперед, дает работу.

— Как случилось, что вы играете у него короля Лира?

— О Лире говорить рано. Как я могу сказать о ребенке, который еще у меня в животе?! Единственное: я, кажется, первая в мире женщина, которая репетирует эту роль.

— Знаю, что вы мечтали и о других мужских ролях.

— До сих пор жалею, что уже не сыграю ни Митю, ни Ивана Карамазова. Или персонажа пушкинской прозы. Женские роли – куда более спокойные и однобокие. А мне нужна температура – от 36 до 100.

— Вы ведь и в кино дебютируете, причем в заметной роли в фильме Андрея Прошкина «Орда».

— Я сыграла мать хана Золотой Орды Джанибека, которую исцелил Святитель Алексий. Раньше, честно говоря, никогда не думала, что буду сниматься. Да и сейчас смотрю на себя в зеркало и думаю: «Ну, Розаня (меня так в Казани называли), отойди, куда ты лезешь со своей физиономией?»