Первый в сезоне спектакль Международного фестиваля современного танца DanceInversion-2011, что проходит на сцене МАМТа, будет настоящей бомбой.
«Орфей» (МАМТ, 29, 30 сентября, 1 октября)
Компания Монтальво–Эрвье в России бывала и приобрела множество поклонников. Если пошарить в памяти, вспомнится, что артисты этой труппы бегали по стенам и выстраивались друг у друга на головах живой колонной, а прекрасная собачка в это время громко играла на трубе. Обалдевшие российские зрители, не привыкшие к метаниям живых тел на видеопроекцию и обратно, крутили головами направо и налево. Ждали, из какой табакерки сейчас выпрыгнет чертик, и просчитывались – он и выпрыгивал и прятался бессистемно. Только путал!
Нынешний «Орфей» (2010) сделан в том же стиле. Французские затейники Жозе Монтальво и Доминик Эрвье, работающие в Национальном театре Шайо, живут под лозунгом «все жанры, кроме скучного». Потому не слишком обольщайтесь ни названием, ни официальной аннотацией по-русски, бубнящей, что здесь покажут «все многообразие интерпретаций мифа об Орфее, накопленное человечеством за богатую многовековую историю». Все будет намного веселее.
Торопясь в ад на вызволение любимой, Орфей (или кто другой?) проскачет по зрительному залу на прыгунке. Танцевать будут классический балет балетович на пуантах, стрит-данс, хип-хоп – в зависимости от накала эмоций и общей погруженности в проблему. Делать это станут с тем чувством меры и такта, на которые, при всех глобализациях, способны только французы, хотя под «французами» подразумеваются люди всех рас и гражданств. А видеоряд всегда был сильной и едва ли не самой изобретательной частью спектаклей компании, так что не удивляйтесь – то есть удивляйтесь, конечно, – что массовое потопление героев закончится массовым всплытием, а красивые, дотянутые на компьютере до нужной сини брызги воды соберутся обратно, откуда вылетели.
Впрочем, не все здесь сплошной Диснейленд. Хореографическая пьеса рассчитана на 9 танцовщиков и 7 певцов-музыкантов. Партитура собирает музыку Клаудио Монтеверди, Кристофа Виллибальда Глюка и Филипа Гласса, и это соседство почти всегда обязывает. А иногда так даже провоцирует на лирику, и тогда – помните детскую игру? – герои под барочную музыку сплетаются в поцелуях в общий живой ручеек. Что ж, классическому мифу – классические чувства, каким бы образом их ни выражали.