Римас Туминас сократил гоголевского «Ревизора» и подшутил над литовским национальным мифом.
Первым московской публике был показан «Ревизор». Спектакль сродни смелому лингвистическому эксперименту — актеры играют на литовском языке, и только Сергей Маковецкий (Городничий) — на русском. Никаких трудностей ни артисты, ни зрители при этом не испытывают, скорее наоборот — с восторгом погружаются в вязкую стихию гоголевского текста, который, как выяснилось, может быть понят на невербальном уровне. Больше того, Туминас не только «напутал» с языковой средой, он еще и самовольно сократил гоголевскую комедию. Впрочем, литовский «Ревизор» от этого только выиграл. Комедия благополучно превратилась в трагедию. С многозначительными паузами, эффектными мизансценами и мощным посылом, нетрадиционным для «гоголевского» театра. От школьного формата здесь нет ничего, даже фразы «к нам едет ревизор», и той не услышишь.
На горстку оставленных им поклонников из колосников льет мелкий серый дождь, а призрак так и не выстроенной церкви начинает свое мистически страшное движение. Кстати, о церкви. Сценография Адомаса Яцовскиса изобретательна и метафорична. Прямо на сцене на протяжении всего действия возвышается храм из мешковины, с лоскутным куполом и зияющими пустотами вместо крепких стен... Это его не построил Гордничий, разворовав положенные деньги. И это о нем мечтатают обыватели уездного города, наконец, это он сметает со сцены маленьких героев, когда приходит пора покарать их. Символ утраченной веры, еще один фантом. Также на сцене разбросаны строительные кирпичи, «плавают» какие-то плоты, а в левом углу возится поденщик. В беспросветном запустении правит бал Городничий в черном пальто с ярко-красным лисьим воротом. Он рубит головы неугодным и в финале взглядом приказывает забить камнями Бобчинского и Добчинского, пустивших слухи о ревизоре. Он жесток, и как все жестокие люди, сентиментален. Умывается слезами и сочиняет письма жене. Эта работа Сергея Маковецкого чудо как хороша. Во многом благодаря ей в спектакле собирается воедино страшный, почти что апокалиптический образ России-матушки, разграбленной, обманутой, наивной и... жестокой. Очень горький, словом, образ.
Этот спектакль — тот редкий, желанный всеми думающими зрителями (а также всеми критиками) случай, когда очень смешно и очень грустно одновременно. А также талантливо и про жизнь. Впрочем, это же Туминас, он не ставит иначе.