В «Табакерке» выходит спектакль по малоизвестной повести Льва Толстого — той самой, которую граф прятал от жены в обшивке кресла. Актер поделился с «ВД» мыслями о любви и о том, что общего между героем повести и самим автором.
Максим Матвеев: «. Источник: Максим Матвеев: «. Автор: Максим Матвеев: «
Максим Матвеев и Ольга Красько
Повесть «Дьявол» Лев Толстой написал за 10 дней и, как говорят, ни слова не правил. Но в разговорах с Софьей Андреевной наотрез отрицал ее
существование. «Дьявол» основан на личном опыте писателя, до женитьбы жившего с яснополянской крестьянкой и стыдившегося этой связи. В повести речь идет о дьявольской страсти, которую молодой, женатый на красавице барин испытывает к чужой, необразованной и тоже замужней женщине.
Максим, расскажите, пожалуйста, о спектакле. Что это будет, чего ожидать зрителю?
Наш спектакль основан на малоизвестном произведении Льва Толстого, он написал его за 10 дней, ни слова не правил. Текст прятал от жены в подшивке кресла, боялся ее реакции. И это понятно. Если говорить прямо, то это произведение о похоти, о желании мужчины обладать женщиной. О борьбе с этим желанием.
Вы играете эту борьбу? В этом суть?
Мне кажется, что эпиграф, который выбрал Толстой это и есть ответ на вопрос, в чем суть данного текста и как следствие — нашего спектакля. Это выдержка из Евангелия от Матфея: «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
Вы играете главную роль, того самого молодого помещика, одержимого желанием. В чем заключаются трудности и радости этой роли?
Радость — одна и самая главная. Сам факт того, что эта роль появилась в моем репертуаре. Мне безумно интересно пробовать этот материал, копаться в нем, исследовать героя. А трудности... Во-первых, у нас на руках нет пьесы, есть только литературный материал. Он сопротивляется инсценировке, приходится придумывать, как преподнести зрителю целые куски авторского текста. Во-вторых, в силу того, что Толстой не правил этот текст, он часто повторялся. К примеру, в предложении одно и то же слово может встретиться до 10 раз. Мы не редактируем такие вещи, наоборот, заостряем на них зрительское внимание. Что тоже непросто, в том числе и технически. И, наконец, это непростая роль сама по себе. Нужно быть достоверным, изображая внутренние колебания, свойственные герою, его мысли... Фактически мне надо играть Толстого, ведь, я повторюсь, произведение автобиографично.
Что Вы делаете, чтобы все это получилось, как Вы говорите, достоверно? Как готовитесь?
Я много читаю. Дневники Толстого, книгу Игоря Волгина «Уйти ото всех»... Смотрю фильмы (из последних мощных впечатлений — «Крейцерова соната» с Янковским). Так сказать, собираю материал.
Что Вам импонирует в режиссерской трактовке Михаила Станкевича?
То, что он видит спектакль не только как режиссер, но и как актер. Ведь его основная профессия именно актерство. Радует меня и то, что в его спектакле нет никаких безумных нововведений и новаторств. Он никуда не переносит действие, никого не раздевает. Все идет от текста, от толстовского нутра. И мне это нравится.
Кто Ваши партнерши?
О, прекрасные актрисы Роза Хайруллина (она играет тещу героя), Олечка Красько, Екатерина Стеблина... Если говорить о Розе, то это мой первый опыт работы с ней. И могу сказать, что это потрясающе. Она дает такой мощный энергетический пинок, столько предлагает, рядом с нею я всегда в тонусе...С Олей, которая играет мою жену, мне кажется, у нас должен сложиться отличный дуэт. Катя Стеблина, ученица Кирилла Серебренникорва, замечательно играет ту самую женщину из-за которой герой сходит с ума. И Марина Салакова играет мою мать.
Максим, Вы сказали, что Роза Хайруллина много предлагает режиссеру. То есть диктатура отсутствует? Вы вольны выбирать?
Только так. Мы всегда все обсуждаем и решаем вместе. Единственное, что я хочу отметить, — Миша всегда точно знает, куда не стоит поворачивать. Все-таки произведение интимное, можно быстро шагнуть в пошлость. У нас этого нет, зритель все додумает сам.
Олег Табаков в интервью по поводу текущего сезона в «Табакерке» сказал, что посвятит его любви. «Дьявол», так или иначе, тоже о любви. Вы открыли для себя что-то новое в смысле этого чувства?
Скорее я еще раз убедился в том, что в любви надо прислушиваться к себе. К организму, к душе и сердцу. Если все просчитывать и «любить от головы», то это рано или поздно приведет, если не к боли, то к пустоте.
Вы считаете эту роль этапной для себя? Ведь из-за идеальной внешности Вам часто достаются роли романтических персонажей.
Вы знаете, я считаю любую свою роль этапной. Если она мне не нравится изначально, если она проходная, у зрителей, да и у меня возникает вопрос: зачем я вообще на нее согласился?
Кстати, как Вы согласились играть в «Дьяволе»? Был кастинг?
Нет. Мы просто встретились с Мишей и все подробно обсудили. Я согласился, не раздумывая. Это , действительно, отличный шанс попробовать роль, которую мне еще никто не предлагал. Но я хочу подчеркнуть, что моя , как вы говорите, идеальная внешность не мешает мне играть разных героев. В кино я в принципе не чувствую, что застрял в каком-то одном амплуа.
Можно пример? Какими киноролями Вы порадуете поклонников?
Я не так давно закончил съемки у Станислава Сергеевича Говорухина в фильме «Лифт». Там совершенно замечательный сценарий, в основе — почти философский детектив. Речь о человеке, который совершил мерзость, а потом за эту мерзость поплатился. Вот этого человека я и играю. Обязательно посмотрите это кино, когда оно выйдет на экран. Помимо прочего, там потрясающая команда — Юля Пересильд, Катя Гусева, Александр Домогаров... Также в феврале 2012 года в прокате появится фильм Джаника Файзиева «Август.
Максим, у Вас столько проектов, когда и как Вы отдыхаете? Что, например, удалось увидеть за последний год?
Я так занят, что на отдых просто нет времени. Я люблю путешествовать, но пока все путешествия связаны со съемками. В этом году таким образом я побывал в Киеве, в Одессе, в Абхазии. Все остальное время я трачу на переезды из Москвы в Питер и обратно (Максим Матвеев женат на Лизе Боярской, которая является актрисой МДТ в Санкт-Петербурге — прим. «ВД»). Но дискомфорта я не испытываю, меня все устраивает в такой жизни.