Ни для кого не секрет, что между главными театрами страны — Большим и Мариинкой — идет негласное соперничество (как и между двумя культурными столицами — Москвой и Питером). В декабре оно только обострится — ведь это время премьер и предпраздничных спектаклей. Известный балетный и музыкальный критик и эксперт премии «Золотая маска» Майя Крылова сравнивает лучшие силы двух титанов.

З Д А Н И Я

Большой театр

Только-только, после шести лет реставрации, открылась Историческая сцена. Это роскошное здание построено в 1856 году. Памятник архитектуры теперь наполнен современной техникой, появились сверкающие лифты, ведущие на нижний уровень, улучшилась акустика. Идеальное место для грандиозных опер и масштабных классических балетов. На сцене будут меняться покрытия: одно, ровное, для пения, другое — с наклоном — для танца. При желании поверхность может стать даже ступенчатой. Новая сцена возведена в тот момент, когда принимали решение о реставрации старой, в конце ХХ века — здесь будут играть камерные и экспериментальные постановки. После реконструкции у театра появился еще и подземный концертный зал.

Мариинский театр

Театральную площадь Петербурга украшает ампирное здание Мариинки, открытое еще в 1860 году. Сегодня оперный дом требует основательной технической модернизации. Правда, ремонт все время откладывается. Труппа должна была покинуть помещение еще четыре года назад, но оказалось, что переезжать некуда, ведь стройка века — новое здание театра — только-только начинается.

Проект со стеклянной крышей, созданный знаменитым архитектором Домиником Перро, переделывали несколько раз, но в итоге от разработок француза отказались. Два года назад был объявлен новый конкурс. В нем победили канадские архитекторы. Все работы обещают закончить к 2013 году.


П Е Р В Ы Е  Л И Ц А

Анатолий Иксанов

Возглавляет Большой театр десять лет. Генеральный директор ГАБТ — сторонник демократичного подхода в руководстве. При принятии важных решений он непременно советуется с главами всех творческих подразделений. Такой «коллегиальный разум», по мнению директора, имеет ряд преимуществ. «Когда я в отъезде, процесс не остановится. И еще одно: в деятельность театра привносится меньше личных пристрастий». Иксанов активно отстаивает право театра на творческий эксперимент (вспомним скандал вокруг постановки оперы «Дети Розенталя», когда директор смело противостоял нападкам депутатов Госдумы, еще до премьеры усмотревших «неприличия» в спектакле).

Валерий

Гергиев

Бессменный гендиректор Мариинского театра с 1996 года. Знаменитый дирижер, знающий толк не только в музыке, но и в бизнесе. По инициативе Гергиева театр открыл собственную компанию звукозаписи «Мариинский», и диски с этой маркой регулярно получают премии «Грэмми». Валерий Абисалович слывет строгим и требовательным начальником. Ходило немало слухов, что он вот-вот займет важный пост и в Москве (например, в объединенной дирекции Большого и Мариинки). Но пока Гергиев все слухи о своем переезде категорически опровергает.


Х У Д Р У К И

Большой театр

В Москве театром управляет «творческое сообщество». Маэстро с международной репутацией Василий Синайский — главный дирижер и музыкальный руководитель. Он уже провел творческие конкурсы дирижеров, набрал новых музыкантов, завершил аттестацию солистов оперы, а показы спек-таклей собирается проводить как в Европе, по системе «стаджионе», то есть небольшими блоками. Балетную труппу возглавляет энергичный Сергей Филин — бывший премьер, активно пополняющий коллектив молодыми и перспективными солистами. За вокальные силы отвечает певица, лирическое меццо-сопрано Маквала Касрашвили.

Мариинский

театр

Во главе оперы, конечно, Валерий Гергиев. Его имя в глазах западных импресарио — залог успеха любой оперной постановки. Балетная труппа, наоборот, нуждается в харизматичном лидере.

Уже несколько лет она живет без официального начальника: балетмейстер-репетитор Юрий Фатеев числится лишь исполняющим обязанности руководителя. По слухам, вскоре все изменится: бывший заведующий балетной труппой Махар Вазиев (ныне работающий в театре Ла Скала) собирается вернуться в Петербург.


О Т З Ы В Ы  З А Р У Б Е Ж Н О Й   К Р И Т И К И

Московские гастроли

После показа «Дон Кихота» на гастролях балета ГАБТа в Лондоне британский критик Клемент Крисп из газеты The Financial Times, в восторге от спектакля, написал: «Билет выпросите, украдите или возьмите с боем». Большой театр, делающий ставку на разные дирижерские имена, получил массу хвалебных отзывов, когда за пультом стояли Василий Синайский в «Золотом петушке», Теодор Курентзис в «Воццеке» и Владимир Юровский в «Руслане и Людмиле».

Петербургские гастроли

Летом 2011 года на гастролях Мариинки в Англии газетный обозреватель Джудит Макрел, посмотрев «Лебединое озеро», выразилась так: «Я словно пишу любовное письмо, а не критическую рецензию на спектакль». Оркестр Мариинского театра, возглавляемый Гергиевым, по результатам международного опроса музыковедов вошел в список 20 лучших оркестров мира.


ОП Е Р Н Ы Е С О Л И С Т Ы

Большой театр

В Москве меломаны особенно ценят роскошные сопрано Большого. Например, Екатерину Щербаченко, которая выиграла престижный вокальный конкурс Би-Би-Си в Кардиффе. Отменный тенор Бадри Майсурадзе с одинаковой легкостью поет грузинские песни и итальянские арии. Опытный бас Владимир Маторин недавно виртуозно провел свою партию в громкой премьере «Золотого петушка». В последние годы театр часто приглашает зарубежных звезд и пестует новое поколение в рамках Молодежной оперной программы.

Мариинский

театр

Звезда мирового уровня Анна Нетребко — любимица Венской и Берлинской оперы — и до сих пор числится в списках петербургской труппы и регулярно приезжает петь на родину.

В Мариинский обязательно стоит пойти, если в постановке участвует Ольга Трифонова: не зря ее охотно приглашает взыскательная Метрополитен-опера.

Лариса Гоголевская знаменита своими яростными валькириями в операх Вагнера. Драматизмом и эмоциональностью публику поражает знаменитый бас Владимир Огновенко.


Б А Л Е Т Н Ы Е  З В Е З Д Ы

Большой театр

Прима-балерина Светлана Захарова невероятно востребована в лучших театрах от Нью-Йорка до Токио — отличный показатель ее класса. Те, кто предпочитают страстную романтику, не пропускают балеты со Светланой Лунькиной.

Участие Екатерины Крысановой любому спектаклю придает искреннюю жизнерадостность. Если речь идет об аристократизме и возвышенности, неизменно вспоминают балетыс участием Дмитрия Гуданова и Семена Чудина. Недавно в состав труппы вошел новый премьер из Аме- рики: красавец-блондин Дэвид Холберг. Ближайшее выступление Холберга запланировано в балете «Дон Кихот».

Мариинс

кий театр

Вся страна (а также ближнее и дальнее зарубежье) знают балерин Диану Вишневу и Ульяну Лопаткину.

Именно они олицетворяют классику XXI века — из-за невероятной техники и страсти к экспериментам.

Харизматичный Денис Матвиенко может станцевать и героического Спартака, и комедийного цирюльника в «Дон Кихоте». Екатерина Кондаурова органично вживается в роль злой красотки в балетах Форсайта и утонченного Лебедя в «Лебедином озере».


Л У Ч Ш И Е  П О С Т А Н О В К И

Большой театр

В Москве и мире с успехом идут оперы Дмитрия Чернякова. Его «Евгения Онегина» (ближайший показ — 15 декабря) обожает легендарный европейский оперный интендант Жерар Мортье, а недавно выпущенный спектакль «Руслан и Людмила» (ближайший показ — 16 февраля) уже готовится к мировым гастролям. Уже 15 лет пользуется популярностью опера-фантасмагория «Любовь к трем апельсинам» (22 декабря), сделанная Питером Устиновым. Прекрасные классические балеты идут, как правило, в фирменной редакции Григоровича («Спартак», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»). Активен интерес к современной хореографии. Ее образцы — балеты Chroma (21, 22 января), Cinque (28 февраля) и Herman Schmerman (28 февраля), поставленные знаменитыми европейскими мастерами. Очаровательная танцевальная комедия о колхозе «Светлый ручей» (3 декабря) идет с эффектной музыкой Шостаковича.

Мариинский театр

Как и Большой, Мариинка экспериментирует с так называемой режиссерской оперой. Это спектакли, в которых действие зачастую перенесено в современность, а неожиданная, даже эпатажная, постановочная концепция может опровергнуть устоявшиеся зрительские привычки. К таким проектам относится «Женщина без тени» (ближайший показ — 6 декабря), в прошлом году опера получила национальную премию «Золотая маска». Действие моцартовского «Идоменея» (10 апреля) вообще происходит на океанском лайнере. Конечно, в Питере хороша классика — «Спящая красавица» (14 января), «Баядерка» (14 декабря), «Жизель» (3 декабря)... Стоит посмотреть постановки Алексея Ратманского — например «Конька-Горбунка» (18 декабря), решенного как современная сказка.


П Л А Н Ы  Н А  С Е З О Н

Большой театр

Все внимание приковано к Основной сцене. 18 ноября на ней был представлен обновленный балет «Спящая красавица», а 1 декабря будет возобновлена масштабная опера «Борис Годунов» в древнерусском стиле. 21 декабря обещан вечер памяти знаменитого французского хореографа Ролана Пети.

Мариинский театр

Главные новинки тоже запланированы на второе полугодие сезона. Первая оперная премьера состоится 27 декабря. Это «Сказки Гофмана» Оффенбаха в постановке Василия Бархатова. Режиссера молодого, но уже номинировавшегося на престижную премию «Золотая маска»