В Театре имени Моссовета выходит первая часть знаменитой «судебной» трилогии Сухово-Кобылина. Валентина Талызина, сыгравшая в «Свадьбе Кречинского» тетку обманутой невесты, поговорила с «ВД» о новой роли, работах в кино и о том, что универсальных актеров не бывает.
Валентина Талызи. Источник: Валентина Талызи. Автор: Валентина Талызи
Прелести российского судопроизводства Александр Сухово-Кобылин знал не понаслышке — замысел пьес возник у него в тюрьме, где он сидел по ложному обвинению в убийстве. «Свадьба Кречинского» начинается как комедия, перерастая в драму. Обаятельный шулер Кречинский очаровывает юную Лидочку Муромскую — уже намечена свадьба, но тут раскрывается, что нищий Кречинский заложил ювелиру фальшивый камень вместо подлинного, который принадлежит Лидочке. Жених бежит, а невеста опозорена... Роль Лидочкиной тетки, комичной старухи, которая уговаривает помещика Муромского дать согласие на рискованный брак дочери, сыграет Валентина Талызина. Она выйдет на сцену в компании корифеев театра Моссовета — Евгения Стеблова, Анатолия Васильева, Александра Ленькова.
— Вы хотели сыграть Атуеву, или роль поначалу казалась не вашей? Вы ведь полностью сломали традицию — сыграли не комическую старуху, а рос кошную, элегантную, слегка влюбленную в главного героя женщину...
— Честно говоря, я даже сейчас не знаю, моя роль или не моя. Сыграла ее потому, что не могла отказать режиссеру Павлу Хомскому. Анну Антоновну Атуеву раньше всегда играли обычной старухой. Все, даже великая Гликерия Федотова в Малом театре. Дело в том, что Сухово-Кобылин написал что-то вроде пародии на Анну Андреевну и Марью Антоновну из гоголевского «Ревизора». Но я, к стыду своему, не видела ни одного спектакля по «Свадьбе Кречинского». Поэтому шла, как по целине.
— То есть моложавая Атуева — это ваша трактовка? С режиссером спорить не пришлось?
— Нет, я вообще никогда не спорю с режиссерами. Но после первого показа мне сообщили, что интернет-сообщество мою Анну Антоновну признало.
— Вас часто называют универсальной актрисой.
— Прилагательное «универсальный» тут не подходит. Это сантехник — универсальный, а я — талантливая!
— На протяжении вашей карьеры вы были и возлюбленными, и любовницами, и прекрасно играли матерей. Недавно в сериале «Срочно в номер» зритель увидел вас в роли тещи. Вам кого интереснее играть?
— Интересно мне было играть молодую вдову Юлию Павловну Тугину в спектакле «Последняя жертва», который ставил теперь уже легендарный Юрий Завадский. А монструозная теща, про которую вы говорите, мне неинтересна. Недавно пришлось сыграть ее в третьей части сериала — бросить не могла, потому что я человек ответственный. Там, кстати, есть потрясающие работы других артистов. Ну, и моя тоже.
— Гильдия киноактеров подсчитала, что вы снялись в 115 фильмах. Вы все помните?
— Конечно, нет!
— Жалеете о каких-то ролях?
— От ролей, о которых могу пожалеть, сразу отказываюсь.
— У вас есть компания любимых режиссеров?
— Нет, пожалуй. Но есть режиссеры, которым я почеловечески симпатизирую. Вот есть такой Борис Геннадиевич Бушмелев. Я у него снималась в нескольких картинах («Наш американский Боря», «Зудов, вы уволены!», «Вечерний лабиринт». — Прим. «ВД»). Он сейчас не снимает — не вписался в наше новое время. И теперь недалеко от города Гусь-Хрустальный создает музей своего отца, художника. Он меня просил приехать — дать благотворительный концерт в местном университете. И я поехала: пять часов туда, пять обратно.
— Вы много снимались у Эльдара Рязанова.
— Я довольна своими ролями в его фильмах, но я не самая любимая артистка Эльдара Александровича. Вне работы мы не общаемся. А сама я еще в молодости взяла себе за правило: никогда первая режиссерам не звоню.