Первые гастроли балета на исторической сцене Большого отданы театру Ла Скала. Редкий случай: балет знаменитого театра в гастрольном графике опередил его знаменитую оперу.
Ла Скала теперь т. Источник: Ла Скала теперь т. Автор: Ла Скала теперь т
К открытию исторчиеской сцены Большой театр обещал активно дружить с коллегами, и вот: после краткой «визитки» Ла Скала, Реквиема Верди в исполнении хора с оркестром, на большие гастроли едет балет знаменитой труппы. Не секрет, что балет исторически был «младшим братом» оперы, но нигде этот постулат не поддерживалось так надежно, как в оперной цитадели Милана.Опере — привилегии, лучшие гонорары, почет и уважение. Балету — что осталось, и так перебьется. Между тем Италия когда-то славилась виртуозными танцовщиками, и балетная традиция заслуживала лучшей заботы.
Несколько лет назад дирекция театра приняла радикальное решение: руководить балетом театра пригласили Махарбека Вазиева, профессионала петербургской школы. Именно под его руководством Мариинский балет после перестройки рванул в мировые лидеры, став первой труппой России и оставив далеко позади Большой: за тринадцать лет он «почистил» классику и научил артистов иностранным танцевальным языкам, уплотнив афишу опусами Баланчина, Форсайта и прочих классиков ХХ века. В Милане одному из лучших в мире балетных кризис-менеджеров предстояло сделать еще больше: приучить труппу вкалывать без оглядки на часы. Пришлось ему непросто, итальянцы большие мастера качать права через профсоюзы, а хорошему балету нужны трудоголики-перфекционисты. Однако в итоге труппа профессионально выросла на порядок. Убедиться в этом можно сейчас в Большом.
Ла Скала теперь т. Источник: Ла Скала теперь т. Автор: Ла Скала теперь т
Спектаклей будет два, по три вечера каждый. Первый может претендовать на роль балетной визитки знаменитого театра: «Эксельсиор» появился на сцене Ла Скала в 1881 году и, выдержав сотню представлений, ушел в запас до конца семидесятых прошлого века. А тогда уже пережил реинкарнацию — шесть актов и одиннадцать сцен оригинала переработали в легкую версию, современнее стали режиссура, оркестровка, детали. Несмотря на потерю в весе, спектакль с либретто и в хореографии Луиджи Манзотти сохранил основу: он аллегорически прославляет времена индустриального всплеска Италии в конце XIX века — с появлением морских лайнеров, телеграфа и батареек, строительством Суэцкого канала и туннеля под Альпами. И этот дух легендарного времени сейчас стал особо актуальным, ведь в нынешнем году Италия отметила полтора века независимого государства. Так что именно «Эксельсиором» труппа откроет новый сезон, даря залу ностальгию и возвышенную гордость за отечество. Второй спектакль менее специфичный. Тут труппа должна блеснуть техническим совершенством и умением чувствовать стиль — танцуют «Сон в летнюю ночь» Мендельсона—Бартольди в хореографии Джорджа Баланчина. У нас этот балет диковинка, в Большом недолго исполняли версию Джона Ноймайера, но волшебные, полные юмора идеи Баланчина российскому зрителю внове. Разве что все узнают хитовый «Свадебный марш», почему-то прижившийся в российских ЗАГСах. Разумеется, балет Ла Скала представляет лучший состав, в том числе свою главную звезду, великолепного Роберто Болле.