«Мастерская» Григория Козлова подарила московским театралам обаятельнейший «детский спектакль для взрослых».
Трех неразлучных пингвинов, затерявшихся где-то на льдине в бескрайних морях играют Евгений Шумейко, Николай Куглянт и Михаил Касапов. Восхитительная актерская дерзость, бездна обаяния и безмерная симпатия к собственным персонажам, — на этих трех китах и плывет льдина с нашими героями. Режиссер Екатерина Гороховская разумно решила, что ничего кроме, в этой постановке и не нужно. Декораций здесь до смешного скупы и трогательны (льдина — белая простынка, верфи Ноева ковчега — спустившаяся с колосников рампа), да и костюмы не блещут разноцветием или еще какими стразами. Пингвины одеты в черно-белые рэперские штаны и толстовки, а Белая голубка, принесшая весть о Всемирном Потопе — в боевой костюм девушки-монтажника. Остроумная сценография — отличная платформа для остроумного действа.
По сюжету пингвины постоянно ссорятся друг с другом, да что там — дерутся. В них узнаваемы все мальчишки на свете, с этим их смешным бахвальством, дружбой-соперничеством, наивными, но такими настоящими любовями. Они забавно хлопают крыльями (руками в карманах безразмерных штанов), дрыгают лапками (в кроссовках) и прячут коротко стриженные головы в капюшонах и шапочках. А еще ругают лед и снег.
Этой чудесной жизни приходит конец, когда Голубка рассказывает о Всемирном потопе и дает всего два билета на Ноев ковчег. Пингвинам приходится принимать первое в жизни, судьбоносное решение, — как провести третьего? Они справляются, и почти как мушкетеры Дюма отвоевывают у Бога собственную дружбу и жизнь. Не забывая при этом умилительно ругаться по любому поводу и придумывать разные ответы на одни и те же вопросы. Кстати, и поводы, и вопросы — все в этом спектакле — не детского порядка. Как научиться прощать? Что такое любовь? Где кончается дружба? Какой он — Бог? И, наконец, почему он часто несправедлив? Подсказки даются пингвинам ненавязчивые, а их версии случаются одна другой очаровательнее. В финале торжествуют прописные истины: дружба важнее жизни, любовь всегда права, миру мир и нет войне. Актеры «Мастерской» играют все это взахлеб, с рвущей душу искренностью — в общем, так что не поверить во все эти самые истины (читайте чудеса) невозможно.
И еще один комплимент: структура у короткого (всего час с небольшим) спектакля довольно жесткая, это вереница актерских этюдов, каждый из которых похож на библейскую притчу. Конечно, христианский посыл здесь очевиден, но он, однако, отрицает нудное морализаторство. Эта постановка — привет настоящему неповторимому мальчишеству, полному здорового юмора и безукоризненной честности по отношении к жизни. И играется она как доказательство, что все гениальное — просто. В театре, возможно, в первую очередь.