Режиссеры, на спектакли которых идет зритель, в основном, гораздо старше не только 50, но и 60 лет. Признанные мэтры, обласканные критикой и властью, они не сдают позиций. Однако делят успех с представителями другого поколения. VashDosug.ru рассказывает о самых ярких режиссерах столицы, которым нет 40 лет.

Константин Богомолов

36 лет

Мастер эпатажных постановок и любимец Олега Табакова, Константин Богомолов родился в в семье кинокритика Юрия Богомолова. Первое образование у него филологическое (Богомолов окончил филфак МГУ им. М.В. Ломоносова), а в 2003 году он закончил учиться на курсе Андрея Гончарова в ГИТИСе. Через четыре года он стал лауреатом театральной премии «Чайка» за спектакль «Много шума из ничего».

Жюри отметило «нетрадиционное прочтение классического произведения». С тех пор слово «нетрадиционно» приклеилось к Богомолову намертво. Спектакли режиссера — всегда сенсация, предмет жесточайших споров и причина восторженных дифирамбов. Они шли в ТЦ «На Страстном», в Табакерке, в Театре на Малой Бронной, в Театре им. Гоголя, идут в МХТ. Одна из его последних работ — постановка «Лир», в котором главную мужскую роль играет Роза Хайруллина.

Богомолов утверждает, что он режиссер-врач, а его актеры — это пациенты, он «орет» во время репетиций, если считает это необходимым и требует от актеров безоговорочного подчинения. Кроме того, он не считает себя успешным режиссером, предпочитая формулировку «стабильный». Богомолов, действительно, много работает, оправдывая собственный лозунг: театр должен волновать человека, задевать его, а не развлекать.



39 лет

Творческая судьба Евгения Писарева связана с Театром им. Пушкина. Когда он окончил Школу-студию МХАТ, его сразу приняли в труппу этого театра. Уже через три года Писарев перестал актерствовать и занялся режиссурой. Долгое время он сотрудничал с английским мэтром Декланом Донеланом в качестве ассистента. В 2007 году режиссер стал помощником Олега Табакова в МХТ (там же он поставил такие хиты, как «Примадонны» и «Конек-Горбунок»). А в 2010 году Писарев занял пост худрука Театра Пушкина

С его приходом театр «вышел из тени», и, хотя критика Писарева недолюбливает, «простой зритель» в восторге от его спектаклей. Недавно режиссер поставил «Великую магию» и мюзикл «Звуки музыки». И та, и другая работа — важнейшие для нынешнего театрального сезона.

Писарева зовут мастером комедий-хитов, он добавляет: «одним дано делать спектакли, от которых болит голова, другим — от которых она не болит». Он называет себя безконцептуальным режиссером, считая своим единственным кредо — собственную энергию и ощущение жизни.



39 лет

Знаменитый литовец, не считающий себя таковым, в Москве живет уже много лет. За это время он снискал славу серьезного и вдумчивого режиссера с особым «математически выверенным» стилем. Его идеал — Эймунтас Някрошюс, фактический педагог — Петр Фоменко.

За время учёбы в РАТИ Карбаускис поставил «Гедду Габлер» Г. Ибсена в театре учителя. Также он работал в театре-студии п/р Олега Табакова, затем в РАМТе, с мая 2011 года является художественным руководителем Театра имени Маяковского. На Карбаускиса возложено «миллион надежд», по мнению театралов он должен вывести некогда любимый театр из творческого кризиса, вдохнуть в него новую энергию. Первой премьерой в Маяковке стал спектакль «Таланты и поклонники» по пьсе Островского.

Обладатель множества профессиональных наград, Карбаускис говорит о «тоске по востребованности» и «удивлении, что он кому-то нужен». Режиссер считает Россию идеальной страной для театрального человека, поскольку она все время меняется, строится. Критика его обожает, называя «последним злым романтиком своего поколения».



37 лет

По праву носящий звание самого бескомпромиссного молодого режиссера, Иван Вырыпаев большую часть своей жизни прожил в Сибири. Иван окончил Иркутское театральное училище, работал актёром Магаданского театра, затем два сезона актёром Театра драмы и комедии на Камчатке.В 1998 году Вырыпаев основал Театр-студию «Пространство игры» в Иркутске. Потом поступил в Щуку на отделение «Режиссёр драматического театра». И началось. Его постановки понравились европейским мэтрам. И теперь с успехом идут в Польше, Германии, Чехии, Болгарии, Англии, переведены на множество языков. Сегодня Вырыпаев живет и работает либо в Польше (он женат третьим браком на польской актрисе Каролине Грушке), либо в Москве. Самые яркие его работы — это спектакль и фильм «Кислород», постановки «Июль» и «Бытие 2».

Иван считается чуть ли не главным представителям «новой драмы», он — обладатель не только «Золотой маски», но и приза Венецианского кинофестиваля (за фильм «Эйфория»). Вырыпаев считает театр местом , в котором останавливается время, и зритель испытывает то, что ему не дано пережить в обыденности. Кроме прочего, он осознает тупик постодернизма как платформу для «иных возможностей». В частности, всерьез говорит о новом Возрождении и считает его — «единственным шансом российской культуры».



28 лет

Самый молодой и дерзкий театральный режиссер Василий Бархатов закончил ГИТИС и специализируется на опере. Он поставил более десятка опер, большую половину их них в Мариинском театре, «Летучая мышь» идет в Большом. За «Братьев Карамазовых» на музыку Александра Смелкова он получил «Золотую маску», в 2011 году стал членом Общественной Палаты РФ.

Сегодня Бархатов нарасхват, его обожает пресса, из его спектаклей легко сделать «сенсацию недели». Секрет популярности прост — Бархатов так же, как его идейный вдохновитель Дмитрий Черняков, обожает переворачивать все с ног на голову, переносить место действия, переиначивать текст и выдумывать безумные декорации. Он называет себя волком-одиночкой и рассуждает об ответственности, которую берет на себя. Театр — это его личное пространство, он отвергает советы и не признает «ореола элитарности», которым награждены мэтры. Василий говорит, что одинаково уважает качественную попсу, и фильмы Аки Каурисмяки. В свое время, чтобы доказать свою правоту, он пригласил Сергея Шнурова сыграть роль в Мариинке, а «заодно» снялся в двух клипах группы «Ленинград». Оперу Бархатов призывает любить и лелеять. Так же, как «внутреннюю молодость».