Театр Пушкина выпускает знаменитую пьесу Эдуардо де Филиппо, МХТ — новую версию «Анны Карениной», а Владимир Панков сплавил Нью-Йорк с городом Глуповым.

«Великая магия»

Название пьесы Эдуардо де Филиппо заставляет театралов предаться воспоминаниям. В самом начале 90-х в Москве гастролировал спектакль легендарного Джорджо Стрелера. По сцене гулял какой-то вселенский ветер, а за кулисами шумело море. Иллюзионист Отто Марвулья убеждал наивного обывателя Калоджеро, что спрятал его жену Марту в волшебную шкатулку, а та тем временем убегала с любовником. Потом жена возвращалась и сознавалась мужу в обмане, но Калоджеро отказывался верить — иллюзия ему была милее реальности.На сцене наступала осень, ветер носил по мостовой курортного городка обрывки старых газет и пожухшие листья. А московский зритель, вцепившись в подлокотники кресел, следил за спектаклем еще более завороженно, чем Калоджеро — за взмахами рук Отто. И самым страшным была мысль о том, что «Великая магия» великого Стрелера вот-вот закончится. Вероятно, воспоминания об этом спектакле, увиденном еще в студенческие годы, и толкнули Писарева на постановку, в которой иллюзиониста сыграет Виктор Вержбицкий. А поэтичного Калоджеро — сам Евгений Писарев (он, кстати, и начинал карьеру как актер), для которого спектакль станет поводом признаться в любви искусству театра. Роль Марты досталась двум актрисам — Виктории Исаковой и Анастасии Паниной. Впрочем, в пьесе столько действующих лиц, что на сцену выйдет почти вся труппа. Декорации сделал давний соавтор Писарева Зиновий Марголин, на счету которого волшебное (во всех смыслах) оформление мхатовского «Конька-Горбунка» и еще десятка два талантливых работ. Что он соорудит на сцене Пушкинского, остается пока тайной. На то она и магия.

«Каренин»

Желающим во что бы то ни стало взглянуть на проблему супружеской измены всерьез, стоит отправиться на Новую сцену МХТ. Туда же приглашаются все поклонники новой латышской режиссуры и уральской драматургии Василия Сигарева. Жесткий автор «Черного молока» и «Пластилина» написал пьесу по толстовской «Анне Карениной», сделав главным персонажем обманутого мужа Анны — Алексея Александровича Каренина. В компактном, проносящемся как сбивший Анну паровоз спектакле, ему придетсяпройти девять кругов ада, чтобы суметь простить жену и обрести покой. Каренина сыграет киноактер Дмитрий Шевченко, а Анну и Вронского — студенты Кирилла Серебренникова: великолепно владеющая голосом Светлана Мамрешева и уже снимавшийся в норвежском артхаусе Харалд Росенстрем. Это их первый выход на мхатовскую сцену (если, конечно, не считать нашумевших «Отморозков» и других учебных работ этого курса). В общем, не пропустите.

«Город.ОК»

Тем временем Фестиваль имени Чехова вновь показывает свой проект, сделанный при поддержке российско-американской Президентской комиссии Медведева—Обамы. Музыкант, режиссер и создатель студии Soundrama Владимир Панков не только свел вместе своих актеров и американских выпускников Школы-студии МХАТ, он еще и соединил в одном спектакле два знаковых сюжета: щедринскую «Историю одного города» и не менее саркастическую, нокуда менее беспросветную «Историю Нью-Йорка» Вашингтона Ирвинга. Как всегда у Панкова, в спектакле много отличной живой музыки и еще больше драйва. А содержание кажется весьма недвусмысленным: стоит наивным ньюйоркцам свести знакомство с куроедами и головотяпами — обитателями города Глупова, — как весь их добропорядочный уклад летит в тартарары. Выходит, правильно писала Марина Цветаева, полагавшая, что съездить в Россию — все равно что отправиться на тот свет.