Вторая премьерная серия оперы Глинки «Руслан и Людмила» в Большом театре снова обещает ажиотаж.
Первое, что непременно зацепит при взгляде на афишу, — «рекомендован к просмотру зрителям старше 14 лет». Эта строчка мелким шрифтом похожа скорее на манок для осаждающих какой-нибудь киноплекс подростков, чем на информацию об опере. Во всяком случае в Большом театре такого еще не бывало, хотя жгучие сцены в спектаклях случались — что в «Палате № 6», что в недавнем «Дон Жуане». Ставшие поводом для этой рекомендации сцены превратились в красную тряпку для хулителей премьеры.
Подробный акт в доме терпимости, где обхаживают витязей Руслана с Ратмиром и катаются на роликах, — еще полбеды. Забавна сцена томящейся в ожидании суженого Людмилы в чертогах Черномора. Ее действительно едва не соблазняет бодибилдер, действительно бегают девицы нагишом, но, знаете ли, в контексте современных визуальных допущений выглядит все весьма условно. Как говорится, ценить «Руслана...» стоит не за это.
Перед премьерой режиссер-постановщик Дмитрий Черняков объяснял выбор именно этого сочинения Глинки приземленно: это, мол, единственная крупная русская опера, способная быть праздничной, что подходит случаю — открытию исторической сцены. Черняков в самом деле обустроил действо с трепетом и вниманьем. Спектакль получился пестрый, неглупый, в хорошем смысле нерасчетливый.И совсем не скучный, что можно было подозревать за пятью актами классика в 4 часа 20 минут с двумя антрактами.
Может, в спектакле многовато крупных планов Наины и Финна, то и дело появляющихся на закрытом занавесе. Но Черняков именно так дает психологический контекст истории Руслана и Людмилы, иначе ставшей бы сусальной сказкой с непонятными длиннотами. Еще одна фоновая пара — Ратмир и Горислава, тоже строят свою историю любви через сложности.
Черняков не был бы Черняковым, если бы не ввел в сказочное варево глинковской оперы пронзительные современные идеи. Смотрите: Черномор околдовал Людмилу не пиром горой, а шоу барменов. Не роскошными чертогами, а стерильным интерьером SPA-салона. То есть, в конечном счете, не злодейским могуществом, а современным комфортом. Рядом с ним и Руслан слабоват — даром что рвется к Людмиле через горы трупов в камуфляже.
Понятно, что попасть в Большой непросто. Понятно, что на восприятие спектакля влияют порой далекие от сцены обстоятельства. Но «Руслана и Людмилу» непременно надо смотреть, чтобы понять, какой может быть сегодня русская опера