На этой неделе стартуют две спецпрограммы «Золотой маски»: «Маска plus» и «Новая пьеса». Это те спектакли, которые не прошли в основной конкурс, но смотреть их очень даже стоит.


«Житейское дело»

Год назад выпускница Сергея Женовача и актриса его театра Анастасия Имамова показала на сцене ЦИМа свой спектакль по рассказу Андрея Платонова. Советскую действительность реалист Платонов умел изобразить так, что взбешенный Сталин оставлял на полях его книг краткий комментарий: «Сволочь!». Все оттого, что в своей вздыбленной, «шершавой» прозе писатель доходил до поэтических высот, но врать не умел совсем, обнажая перед читателем горькую, нечеловечески страшную жизнь своих героев. «Житейское дело», пожалуй, самый оптимистичный рассказ Платонова, но и его нельзя читать без слез. В дом к трактористке Евдокии Гавриловне (Ольга Калашникова), вдове с тремя детьми, заявился фронтовик Антон Гвоздарев. Его деревню немцы сожгли — и вот теперь он повсюду ищет сына, которого, говорят, не успели убить — и мальчик отправился бродить из села в село. Медленный процесс очеловечивания главных героев, чьи сердца обожжены не меньше, чем окружающая земля, в спектакле передан тонко, точно и с замечательным юмором. Художник Александра Дашевская сумела втиснуть в крошечный зальчик ЦИМа целый трактор, сделанный из железяк и картона, но дымящий и грохочущий не хуже настоящего. Сойдясь за его починкой, он и она постепенно понимают, что друг без друга им нельзя.


«Малыш»

Пьеса литовца Мариуса Ивашкявичуса написана на двух языках — русском и литовском. Речь в ней идет о сталинской депортации литовского землячества, а если попросту — о том, как в конце 30-х груженные в вагоны для скота люди попадали на вечное поселение в Сибирь. Потомком этих депортантов оказался красноярский артист Андрей Доряло, которого пьеса убедила сразу в двух вещах: попробоватьсебя в режиссуре и вернуть свое настоящее имя — Андрюс Даряла. Так и появился этот умный, горько-ироничный спектакль о нашей недавней истории.


«Заполярная правда»

Несколько лет назад драматург Юрий Клавдиев написал пьесу на основе интервью с ВИЧ-инфицированными жителями Норильска. Выбор города не случаен — по статистике там самая высокая смертность от СПИДа и героина. Сенсационная заполярная правда выяснилась в первый же день. «Пять или шесть человек признались мне, что через какое-то время они начали воспринимать СПИД как подарок Бога — он специально укоротил им жизнь, чтобы они прожили ее как можно лучше. Я как сидел, так и съехал на пол, когда это услышал», — рассказывает Клавдиев. Его герои — две молодые пары, организовавшие коммуну ВИЧ-инфицированных в заброшенном доме. Болезнь действительно помогла им вернуться к себе, научиться милосердию. О смерти они вспоминают не чаще, чем о любви, и считают, что жизнь в коммуне — лучшее, что с ними случилось. Недавний выпускник курса Льва Додина Семен Александровский ужесточил пьесу Клавдиева, добавив к тексту интервью с ВИЧ-инфицированными питерцами. Вышел мощный, жесткий, но совсем не слезливый спектакль.

фото — Оксана Трапезникова