В рамках организованного «Золотой маской» проекта «Премьеры Мариинского театра в Москве» петербуржцы во главе с маэстро Гергиевым привозят оперу «Мертвые души».
Нынешняя версия новая, прошлогодняя. Гарантом музыкального качества уважаемого им Щедрина выступил маэстро Валерий Гергиев, а режиссером-постановщиком стал Василий Бархатов. Приупоминании его имени москвичи сразу вспомнят сомнительную «Летучую мышь» (тоже участвующую в конкурсе нынешней «Маски»), но можно вспомнить его же «Братьев Карамазовых» Мариинского театра — вполне толковый, деликатный, изобретательный спектакль. То есть русская литературоцентричность в опере для него не новинка. Он же, Бархатов, написал заново либретто, так что похождения Чичикова и метания Коробочки аккуратно распакованы на спектакль с двумя антрактами общей продолжительностью в три часа десять минут. Согласитесь, для «Мертвых душ» это по-божески. К тому же у нового спектакля есть что-то вроде индульгенции, пометка в афише «Оперные сцены по поэме Н.В. Гоголя в трех действиях». Сцены, и только.
Любопытно, что Щедрин с его трепетным отношением к народной песне использовал ее в партитуре оперы. Из оркестровой ямы прозвучат «Не белы снеги» в русской народной манере, «Пронеси ты, Боже, тучу грозовую», «Ты не плачь, не плачь, красна девица». Между тем сюжетные линии позволяют проследить главные коллизии романа. Будут обед чиновников в городе N, дорога в Заманиловку, перебранка с Коробочкой, потасовка с Ноздревым и спор с Собакевичем. И над всем гениальным гоголевским анамнезом нашей непобедимой действительности витает его лукавый вопрос: «Не будет ли эта негоция несоответствующею видам России?»
фото — ИТАР-ТАСС