В рамках организованного «Золотой маской» проекта «Премьеры Мариинского театра в Москве» петербуржцы во главе с маэстро Гергиевым привозят оперу «Мертвые души».

Кто сказал, что Гоголя нельзя петь? На фестивале «Золотая маска» прошлого года из нескольких сочинений Гоголя сделали мюзикл, а лет пять назад той же операции подвергался наше все Достоевский со своими "Униженными и оскорбленными«.Впрочем, к Мариинскому театру эти опыты относятся лишь по касательной. Здесь все гораздо серьезнее: музыку к «Мертвым душам» писал Родион Щедрин, мировая премьера прошла в 1977 году в Большом театре, через год свою постановку показал театр имени Кирова (Мариинский) — традиция есть.

Нынешняя версия новая, прошлогодняя. Гарантом музыкального качества уважаемого им Щедрина выступил маэстро Валерий Гергиев, а режиссером-постановщиком стал Василий Бархатов. Приупоминании его имени москвичи сразу вспомнят сомнительную «Летучую мышь» (тоже участвующую в конкурсе нынешней «Маски»), но можно вспомнить его же «Братьев Карамазовых» Мариинского театра — вполне толковый, деликатный, изобретательный спектакль. То есть русская литературоцентричность в опере для него не новинка. Он же, Бархатов, написал заново либретто, так что похождения Чичикова и метания Коробочки аккуратно распакованы на спектакль с двумя антрактами общей продолжительностью в три часа десять минут. Согласитесь, для «Мертвых душ» это по-божески. К тому же у нового спектакля есть что-то вроде индульгенции, пометка в афише «Оперные сцены по поэме Н.В. Гоголя в трех действиях». Сцены, и только.

Именно «сценами» обозначил когда-то своего «Евгения Онегина» Чайковский, не претендуя на конгениальность Пушкину. Можно спорить, нужны ли Чичикову арии, но... Эксперты редко сходятся во мнениях, но «Мертвые души» стали исключением. Мариинская премьера претендует на титул «Лучший спектакль в оперном жанре». Кроме того, выдвинуты в номинациях режиссер Василий Бархатов, художник-постановщик Зиновий Марголин, художники по костюмам и по свету — Мария Данилова и Дамир Исмагилов. А еще, как всегда у Мариинского, здесь обилие крепких вокальных работ. Так что эксперты, чтобы не убить друг друга в споре о высоком, выдвинули по два претендента и на «Лучшую женскую роль» — Светлану Волкову и Ларису Дядькову, и на «Лучшую мужскую» — Сергея Алексашкина и Сергея Семишкура.

Любопытно, что Щедрин с его трепетным отношением к народной песне использовал ее в партитуре оперы. Из оркестровой ямы прозвучат «Не белы снеги» в русской народной манере, «Пронеси ты, Боже, тучу грозовую», «Ты не плачь, не плачь, красна девица». Между тем сюжетные линии позволяют проследить главные коллизии романа. Будут обед чиновников в городе N, дорога в Заманиловку, перебранка с Коробочкой, потасовка с Ноздревым и спор с Собакевичем. И над всем гениальным гоголевским анамнезом нашей непобедимой действительности витает его лукавый вопрос: «Не будет ли эта негоция несоответствующею видам России?»

фото — ИТАР-ТАСС