«Золотая маска» привозит в Москву спектакли знаменитого польского авангардиста Кристиана Люпы из его цикла постановок о культовых фигурах ХХ века. «Ваш Досуг» собрал несколько красноречивых фактов из жизни мэтра.
Персона. Кристиан. Источник: Персона. Кристиан. Автор: Персона. Кристиан
Люпа родился 7 ноября 1943 года в городе Ястшембе-Здруй в семье учителя, слывшего маниакальным полиглотом. Отец хорошо знал русский, так что и сын много лет спустя, в
Сперва Люпа учился на физика, но получил диплом художника-графика. Потом стал учиться на кинорежиссера, но в итоге окончил Высшую театральную школу Кракова. Каждый кадр в его спектаклях так и просится в рамку и на стену, но режиссер говорит, что слово и смысл для него куда важнее зрелищности.
Когда «вечный студент» Люпа заканчивал свое обучение, он поставил спектакль «Красотки и мартышки», после которого его позвали во все престижные театры Польши, а актеры готовы были проводить с ним дни и ночи. В итоге в театре города Елена-Гура образовалось что-то вроде коммуны. Много лет спустя из такой же коммуны возник
Театр Кристиан Люпа считает не столько профессией, сколько средством самопознания. Недаром героями его спектаклей часто становились философы: сходящий с ума Ницше (спектакль «Заратустра») и Симона Вайль, голодавшая из солидарности с узниками Освенцима («Персона. Тело Симоны»).
Персона. Кристиан. Источник: Персона. Кристиан. Автор: Персона. Кристиан
Московская публика впервые увидела Люпу четыре года назад, когда на «Маску» привезли ту самую «Чайку». Выйдя на поклоны, седой мэтр в широких брюках и растянутой майке обвел собравшихся взглядом школьника, подбросившего училке дохлую мышь и наслаждающегося ее визгом. Могло показаться, что он и затеял свою поперек всех правил поставленную «Чайку» только для того, чтобы полюбоваться на вытянувшиеся физиономии русских. Треплев в финале его спектакля и не думал стреляться — вместе с Заречной он спокойно медитировал под песню канадской певицы Лхасы...
Между тем театр, которым занимается пан Люпа, следует заветам русских символистов с их идеей превращения человеческой жизни в художественное произведение. В трилогии о культовых персонах ХХ века Люпе удается не только воссоздать один день Энди Уорхола, Мэрилин Монро и философа Симоны Вайль, но показать душевные терзания этих людей, которые сгорали и превращались в легенды. Причем Монро, которую Люпа считает не только главной блондинкой всех времен, но и выдающейся личностью, сгорает в его спектакле не в переносном, а в са мом прямом смысле — в двух шагах от первого ряда. Как это возможно — узнают те, кто попадет на спектакль.