«Золотая маска» покажет в Москве два спектакля Кристиана Люпы. Если вы любите авангардный театр, пропускать эти постановки нельзя.
Сперва может показаться, что эти два последних спектакля, которые нам предстоит увидеть на «Маске», противоположны друг другу. В первом мы видим роскошную Мэрилин — большую часть сценического времени актриса Сандра Коженяк ходит по сцене голой, ну разве что в лифчике (ханжам стоит заранее пить успокоительное). Во втором речь идет об интеллектуалке Симоне Вайль, не отличавшейся соблазнительными формами, а в
В спектакле «Тело Симоны» героиня — вернее, ее дух является всего на пару минут. А вот Мэрилин присутствует на сцене все три с лишним часа сценического времени. По сюжету, придуманному Люпой, в последние сутки своей жизни дива сбегает от поклонников в кинопавильон — и там, развалившись на столе, пьет виски, принимает последнего любовника и репетирует роль Грушеньки из «Братьев Карамазовых». Роль, которую ей уже не доведется сыграть. Не важно, что здесь правда, а что вымысел: спектакль построен так, что уже минут через десять зритель впадает в гипнотический транс, пребывая в полной уверенности, что перед ним живая Мэрилин. Ощущение не улетучивается даже тогда, когда провокатор Люпа дает на экране запись беседы с актрисой Коженяк: без грима и пергидрольных локонов она выглядит серой мышью и горько упрекает режиссера в безжалостности его экспериментов над актерами. В финале, вновь превратившись в Мэрилин, она замирает, вытянувшись на столе кинопавильона, а экран, проецирующий ее изображение, вдруг занимается пламенем. Когда пленка догорает, в зале еще долго стоит тишина — а ну как та, на столе, умерла вместе со своей сгоревшей копией?..
В спектакле «Тело Симоны» никакой Симоны на сцене нет. Есть молодой режиссер, мечтающий поставить о ней спектакль, и без конца ведущий беседы с выбранной на эту роль актрисой. Та ведет богемную жизнь, но во время пирушек и случайных объятий не перестает думать о роли. И в конце концов Симона — живая Симона Вайль, тихая еврейская девочка, похожая на выросшую Анну Франк, является и даже почему-то ложится к ней в постель.
Телесность Мэрилин божественна, а чтобы понять, какой была телесная оболочка Вайль, надо сперва постичь ее душу, — примерно так, упрощая и спрямляя, можно сформулировать мысль Люпы. Но главное — это спектакли о том, как сделать из собственной жизни миф, и чем за это приходится расплачиваться. Вот, собственно, жизнью и приходится.
фото: Katarzina Paletko