Юрий Любимов выпускает с вахтанговцами «Бесов» — роман Федора Михайловича Достоевского он считает самым актуальным сюжетом современности.

«Когда меня спрашивают сейчас, чем вы хотите заинтересовать зрителя, я могу ответить только одно — Достоевским. Многие сейчас говорят: это так мрачно, мы не хотим этого видеть... Но это поверхностный взгляд — в нем есть свет, в нем есть надежда», — так говорит Юрий Петрович Любимов, 94-летний корифей не только русской, но и мировой режиссуры. Поработать с вахтанговцами его пригласил Римас Туминас, худрук и рыцарь театра. Собственно, Туминас стал одним из первых, кто подал руку помощи режиссеру, покинувшему прошлой осенью созданный им Театр на Таганке после конфликта с труппой.

Давно замечено: судьба не линейна — она развивается по кругу. Вот так и Юрий Любимов вернулся в театр, артистом которого он оставался до 1963-го, пока не стал режиссером и не превратил совсем было угасший Московский театр драмы и комедии в известный всему миру Театр на Таганке. К слову, артистом Любимов был успешным и чрезвычайно обаятельным. Сталинская премия за роль молодо гвардейца Олега Кошевого, толпы поклонниц у служебного входа. Амплуа героя-любовника, роль Ромео в «Ромео и Джульетте» обеспечивали ему прочное положение в театре. Плюс кино — голубоглазого красавца Любимова снимали многие, включая советского киноклассика Ивана Пырьева. Впрочем, как утверждает сам Юрий Петрович, в 1949-м на съемках фильма Пырьева «Кубанские казаки» все и случилось. Актеру вдруг стало нестерпимо стыдно: народ в деревнях голодает, а в кадре столы ломятся от бутафорских яств. Видимо, тогда он и задумал создать собственный театр — театр, где не врут.

Поставить «Бесов» Любимов собирался в Театре на Таганке еще лет десять назад. Но то ли не нашел исполнителя на роль Николая Ставрогина, то ли еще что-то помешало — словом, реализует свой замысел он сегодня. Ставрогина сыграет двухметровый Сергей Епишев, совсем недавно рискнувший сыграть самого Владимира Путина в сатирическом спектакле «Театра.doc» «БерлусПутин». В постановке Любимова ему досталась роль красавца и злодея, губящего одних и вдохновляющего на преступления других. В его бесовскую круговерть оказывается вовлечен весь город N, опутанный сетью революционных кружков. Причем именно Ставрогин советует заговорщикам убивать — ведь если пятеро убьют одного, то союз их будет скреплен навеки...

Описанные Достоевским события целого месяца в инсценировке Любимова пронесутся за три с половиной часа. Пространство и время спектакля сжаты, но, как утверждает режиссер, это не «сцены из романа», а весь роман, со всеми его линиями и интригами. Чтобы подчеркнуть бесовский вихрь событий, соавтор спектакля композитор Владимир Мартынов написал музыкальные вариации на тему «Петрушки» Стравинского.

Музыка в спектакле будет живая (обещают пианиста-виртуоза Александра Гиндина), а черный рояль станет центром оформления, также придуманного самим Любимовым. Рояль, икона, бесстрастно тикающие часы, напоминающая о Золотом веке картина классициста Клода Лоррена «Асис и Галатея» — интерьер «Бесов» будет скуп и символичен. Ставка, как всегда у Любимова, делается на режиссуру и на тех, кто наполнит режиссерские схемы жизнью, — на артистов.

фото: Дмитрий Дубинский