В бой вступили тяжеловесы: под занавес конкурса «Золотой маски» играют «Калигулу» знаменитого Эймунтаса Някрошюса, которому многие прочат призы.
Учившийся мастерству у Андрея Гончарова в ГИТИСе, но всю жизнь работающий в Литве, Някрошюс подарил театру, быть может, самые тонкие трактовки сюжетов Пушкина, Гоголя и Чехова.Это режиссер-философ, в спектаклях которого каждый предмет способен к мгновенным превращениям, а тайная суть происходящего может передаваться с помощью детской игры. Как корабль обрастает ракушками, так и актер — штампами. Репетировать с Някрошюсом — значит, согласиться на то, что по тебе пройдутся наждаком, сдирающим все актерские клише, манеры и приспособления. Таких Евгения Миронова (Калигула), Игоря Гордина (слуга Геликон), Алексея Девотченко (литератор Керея) и Марию Миронову (Цезония) мы еще не видели. Их не сразу узнаешь, хотя никакого особого грима в спектакле нет. Костю-мы, созданные женой и постоянным соавтором Някрошюса художницей Надеждой Гультяевой, лишь едва намекают на античность. Как и декорации их сына Марюса Някрошюса, соорудившего на сцене копию Триумфальной арки из листов шифера. Все перемешано в этом «древнем» Риме: высокое и низкое, триумф и провал, коварство и преданность. Как перемешаны в самом Калигуле любовь к искусству и жестокость, порыв к свободе и неудержимое стремление к насилию.
Никаких прямых политических аллюзий в спектакле нет, но он, конечно же, не только о талантливом парне, ошибочно полагавшем насилие путем к свободе. Скорее, о том «зараженном» поле, которое окружает любого тирана. Самое ценное в этой постановке Някрошюса — сочувствие к юности, мечущейся в поисках себя. За малым исключением все актеры, как и их герои, молоды. Каждый стоит перед выбором, и каждого близость к власти испепеляет по-своему — сохранить себя не дано никому. Кроме юного поэта Сципиона (талантливый Евгений Ткачук), до хрипоты отстаивающего свое право не участвовать в заговоре против тирана, и навсегда покидающего Рим. В общем, все как у Бродского: «Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции, у моря»...
фото — Владимир Луповский