На сцене театра «Современник» вышел спектакль по сценарию знаменитого фильма Ингмара Бергмана. В главных ролях Марина Неелова и Алена Бабенко.
Знаменитая пианистка Шарлотта приезжает в гости к дочери Еве, с которой не виделась семь лет. Тихая деревенская жизнь Евы с мужем-пастором приводит в ужас артистку, привыкшую к шумным вечеринкам и шикарным отелям. К тому же оказывается, что Евазабрала из приюта свою тяжелобольную сестру. Шарлотте неприятно видеть брошенную дочь, ее мучают угрызения совести. Но это еще цветочки. Ночью Ева решается высказать матери все, что копила в душе долгие годы: обиды, унижения, страхи. Под градом обвинений Шарлотта корчится, как Гертруда от слов Гамлета. Воссоединение семьи превращается в пытку для всех ее членов.
Замкнутое в четырех стенах и вызывающее клаустрофобию действие Половцева вывела на свежий воздух. Обитатели усадьбы ходят по двору в резиновых калошах, шуршат осенними листьями, качаются на качелях и жарят барбекю. Так что Шарлотта с ее чемоданами и вечерними платьями, шлепающая по грязи на каблуках, выглядит особенно комично. Марина Неелова с блеском проявляет свой талант клоунессы: строит брезгливые гримаски, когда Ева фальшиво играет Шопена, передразнивает тихоню-дочку, снисходительно позволяет зятю ухаживать за собой, подставляя ножки, чтобы разул. Но эксцентрика отнюдь не отменяет драматизма. Неелова виртуозно переключает регистры, в одну секунду превращаясь из блестящей дамы в подавленную, растерянную женщину, которая боится взглянуть в лицо реальности. Онапрячет глаза от больной дочери и глотает на ночь горсть снотворного.
Еву играет молодая звезда «Современника» Алена Бабенко. Как и полагается ее героине, она держится скромно, но вполне уверенно и не теряется на фоне своей великолепной партнерши. В начале это серенькая мышка, которая панически боится Шарлотты, во втором акте она неожиданно обретает голос и бросает в лицо матери горькие обвинения. Но если Бергман однозначно осуждал героиню, променявшую семью на карьеру, Екатерина Половцева не расставляет точек над «и». В вечном противостоянии «мать и дочь» у каждой — своя вина. В финале обе женщины уходят вглубь сцены, вместе таща тяжелый чемодан воспоминаний. Их провожает печальный свет Глеба Фильштинского, которому вместе с художником Эмилем Капелюшем удалось создать на сцене настоящую осеннюю сонату.
фото: ИТАР-ТАСС