В Москве — большие гастроли Гамбург-балета под руководством живой иконы, хореографа Джона Ноймайера.
Американец в Европе
Первое образование Ноймайер получал в Америке, став не просто артистом, а бакалавром по английской литературе и театроведению. Хореографией увлекся в студенчестве, причем настолько, что со своим дипломом отправился совершенствоваться в Старый свет — не куда-нибудь, а в Royal Ballet School в Лондон и в знаменитый Королевский датский балет Копенгагена. Здесь на него обратила внимание знаменитая балерина Марсия Хайде. Не без ее участия в начале
Впрочем, приглашения со стороны Джон тоже не отвергал: в европейских театрах, даже авторских, нет крепостного права. А звали (и зовут) его много и часто в оперные дома всего мира. Почерк Ноймайера определяется еще на уровне выбора материала: очень многие его балеты основаны на литературных источниках.
Достаточно вспомнить знаменитую «Смерть в Венеции» Томаса Манна или «Даму с камелиями» Дюма-сына, «Сон в летнюю ночь» или «Гамлета». Или «Чайку» в Московском музыкальном театре имени Станиславского, где чеховские писатели Тригорин и Треплев превратились в балетмейстеров.
Еще студентом Ноймайер проникся культурным феноменом Европы рубежа
Сокровенное творение
Один из двух привозимых сейчас в Москву балетов посвящен кумиру Ноймайера, гениальному танцовщику Вацлаву Нижинскому. Он подробно и деликатно рассматривает мир великого безумца и его горькую судьбу. Потомственный артист русских императорских театров Нижинский был феноменально талантлив, со скандалом покинул Мариинский театр и появился в Париже в труппе Дягилева в ореоле неуживчивого премьера, способного к поступку.
и костюмов (разумеется, с использованием эскизов Леона Бакста и Александра Бенуа). Спектакль поставлен в 2000 году на сборную партитуру из музыки Шопена, Шумана, Римского-Корсакова и даже Шостаковича. В Москве он исполняется впервые.
Личная реакция на Малера
Впервые же Москва увидит и «Третью симфонию Густава Малера». Отношения Ноймайера с Малером тоже не лишены пылкости и «чего-то личного». Хореограф решил поставить все симфонии композитора, «Третья...» — одна из них. Мэтр тоже не ограничился только хореографией, взяв ответственность также за костюмы и световую концепцию спектакля. Немецкая пресса без обиняков назвала этот спектакль новаторским, но новаторский он прежде всего в сравнении с прочими опусами Ноймайера. Обычно он настаивает на «повествовательном» балете, обожает рассказывать истории. Здесь же налицо личная реакция на музыку Малера, непростая для понимания и вместе с тем очень тонкая, в духе «имеющий уши да услышит». Показательно, что немецкие зрители, привыкшие к многоактным, многонаселенным и, как правило, основанным на литературных произведениях балетам мэтра, по сей день заполняют зал на «Третьей симфонии...».
Идея постановки возникла в 1974 году после смерти Джона Кранко, когда Джон Ноймайер ставил гала в честь старшего коллеги и при поиске соответствующей музыки наткнулся на удивительную симфонию. Хореограф говорит: «Симфонический характер музыки Густава Малера дал мне свободу создавать драму из музыки, а не пересказывать письменную историю. Во время многократного прослушивания я понял, что музыка не только становится все более последовательной, но также все больше воплощаемой в физической форме». Танцевальные партии здесь розданы не звездам-солистам, а ансамблю танцовщиков. «Мой путь в образы Малера, в конце концов, инстинктивный», — говорит Ноймайер. Как выглядят эти высокие инстинкты на сцене, нам предстоит увидеть уже на этой неделе.
все фото предоставлены пресс-службой МАМТ