«Год, когда я не родился» — одно из главных событий фестиваля «Черешневый лес». О новом спектакле по старой пьесе Виктора Розова «Гнездо глухаря» рассказывает его участница — актриса .

Дарья, вы играете Искру, несчастную дочь главного героя, чиновника времен застоя, а не ее соперницу — красавицу Ариадну. Чем вас привлекла эта роль и эта пьеса Виктора Розова, написанная в 1978 году?
В первую очередь пьеса привлекла режиссера Константина Богомолова. Но в данном случае с моей стороны речи об отказе и быть не могло! На любое движение Богомолова я готова откликнуться. Это один из немногих режиссеров, с которым хочется работать. Он делает не просто замечательные спектакли, а умные и актуальные, они взаимодействуют с пространством и со временем. Что же касается «Гнезда глухаря»… Если читатели «ВД» видели что-то из сделанного Костей, то они могут предположить, что текст Розова будет не то чтобы адаптирован, но максимально актуален. Но поскольку мы с вами беседуем в разгар репетиций, я не знаю, что у нас в итоге получится.

Когда Розова поставили впервые, а это сделал Валентин Плучек в Театре сатиры, то критик Инна Соловьева написала, что драматургу было бы непривычно и неловко, если бы пьесу ставили «на новый лад», допустим, перенесли действие на обнаженную площадку. А как будет у вас?
Там есть два слоя: один бытовой, такой «подгляд» за семьей крупного чиновника, но еще вмонтирован пласт исторический, хроникальный, стихотворный, музыкальный, который все это переводит с уровня быта. Не раскрывая всех тайн, скажу, что манера существования у актеров абсолютно документальная, стопроцентно реалистическая. Мы добиваемся киношной документальности. И декорация — это богатая квартира того времени.

Такая же подробная, как в «Событии» — последнем спектакле Богомолова по Набокову, где вы тоже играете?
Даже еще дотошнее. Очень советский интерьер — с коричневыми шкафами, с холодильниками, с коллекцией икон... Этот спектакль — не только разговор о том, условно говоря, брежневском времени, хотя Богомолов выставляет некий счет советской власти и тому поколению. Оно же своими руками сотворило то, что происходило тогда и происходит сейчас. Старшие герои пьесы, «глухари», не понимают, почему их дети задыхаются в этом времени, в этой идеологии,в этой обстановке.

А то, что происходит у нас сейчас, можно назвать застоем?
Отчасти застой, отчасти нет. Очень непростое время. Но среди населения больших городов происходит брожение — то, что мы теперь регулярно видим на улицах.

Вам интересно то, что за окном, — скажем, митинги на Болотной площади?
Интересно. Да, несомненно. Не могу сказать, что я в это углублена, как некоторые из моих коллег. Мне почти 29 лет, у меня маленький ребенок, нам здесь жить. И я понимаю, что нельзя не думать, как жить в нашей стране дальше? Люди, имеющие право голоса с трибуны, как мы, артисты, не имеют права быть «неподключенными». И режиссер нам тоже об этом говорит.

Вас можно назвать артисткой Богомолова?
Можно, наверное. Я горжусь тем, что я — в Костиной команде. Это здорово! Я работаю с ним уже не первый спектакль и получаю огромное удовольствие. Такой театр, как у него, должен иметь место. Вот я смотрю периодически по каналу «Культура» записи спектаклей разных театров, в которых опытные известные артисты поют какие-то песенки, пляшут и делают это с ощущением «Вот он, театр!», и меня это вгоняет в дикое уныние! Про что это? Что режиссер говорил артистам, когда ставил это, заставляя их выплясывать? Какое все это имеет отношение ко мне? Даже в какой-нибудь Усть-Урюпинской драме нельзя так играть и так ставить! Мне в этом смысле гораздо ближе «Театр.doc» или театр «Практика». Потому что у них — живое, сиюминутное и попадает в меня.

Но вы, вероятно, слышали, что МХТ имени Чехова называют «театральным супермаркетом», и у вас тоже можно найти спектакль на любой и далеко не эталонный вкус?
Это правда. Но в нашем театре есть и десяток очень достойных спектаклей на хороший вкус.

Как вам работается с Табаковым, который в «Гнезде глухаря» играет вашего отца?
Я с большим удовольствием наблюдаю за ним, потому что впервые видела, как Олег Павлович работает над ролью с самого начала. Очень интересен был первый этап, когда такой большой артист разминает материал, подминает под себя, что-то свое в него монтирует. Роль очень на него ложится!

А правда, что Олег Павлович, как Депардье, не любит учить текст роли? И во время спектакля ему подсказывают суфлеры или половину реплик он выкидывает?
Неправда. В спектакле «Амадей», где я тоже играла, у него большая роль, и Табаков без подсказки работает. По-моему, это даже не предмет для обсуждения.

Вы довольны тем, как складывается ваша карьера?
Наверное, могло бы быть и лучше, но мне грех жаловаться! Если мне повезет и я буду правильно развиваться в профессии, к своим ролям я буду приходить после 35. Мне нужно еще подрасти, чтобы говорить о себе как о серьезной театральной актрисе, и я рада что есть режиссеры, готовые мной заниматься. С другой стороны, сейчас не очень хорошее время, особенно в кино, когда такое количество ерунды и соотношение хороших сценариев, хороших режиссеров 5 к 95. Пытаешься дождаться достойного проекта. Но у меня есть театр, который для меня…

Дом?!
Нет, не люблю это слово по отношению к театру. Дом — это моя семья. А театр — заполнение творческой пустоты, которая есть в кино, где творчества очень мало.

А возможно, чтобы вы сами пришли к режиссеру и попросили роль?
Однажды я подошла так к Косте Богомолову и сказала: «Слушай, если что-то у тебя будет, имей меня в виду». Но это был единственный случай за последние годы. И он меня пригласил в спектакль «Волки и овцы». Если мне попадется отличный сценарий или пьеса, наверное, я пойду искать деньги.

Вы уже видели последнюю премьеру вашего однокурсника и приятеля Сергея Лазарева «Таланты и покойники»?
Нет, но пойду, наверное. У нас с ним хорошие отношения... Мне очень многое хочется посмотреть, я и в родном МХТ не все видела, но на меня падает чувство вины, если не провожу время с ребенком. Дочери всего полтора года, поэтому я стараюсь минимально куда-то выползать из дома. Разве что на дачу — в 70 км от Москвы у нас есть небольшой деревянный дом, и я там, как простая пейзанка, сажаю черную смородину. До клубники еще не доросла! Дача — наша отдушина. Я люблю ощущение земли под ногами. И моя Анька очень любит. Кажется, третье, что она стала говорить, это «На дача!»

Возвращаясь к спектаклю, который сейчас опять отправитесь репетировать. Почему публике стоит его посмотреть?
Для публики постарше главные манки — это, вероятно, Табаков и Тенякова. Для тех, кто моложе, — имя режиссера. В целом зрелище будет нескучное, ядреное, местами очень веселое, причем зло-веселое и крайне актуальное. Может быть, будет скандал!

фото (1) - Светлана Маликова

фото (2) -  ИТАР-ТАСС


Дарья Мороз снялась больше чем в 40 кино- и телефильмах. За роль Настены в фильме «Живи и помни» (2008) Александра Прошкина она по-
лучила премию «Ника».