В рамках фестиваля «Черешневый лес» Константин Богомолов ставит спектакль о брежневском застое, из которого мы вышли, как из «Шинели» Гоголя.
Сочиняя в
Вчитавшись в пьесу, Константин Богомолов не стал переносить действие в сегодняшний день — наоборот, он и художник Лариса Ломакина кропотливо воссоздают на сцене МХТ (где и будет идти спектакль) приметы брежневского быта. Но делают это так, что зритель вскоре понимает: все наши нынешние болезни — лишь развитие тех, давних симптомов. Бывший фронтовик Степан Судаков (Олег Табаков) занимает высокий пост. Его работа связана с иностранцами, они часто приходят в дом, и тогда все семейство: жена (Наталия Тенякова), дочь Искра (Дарья Мороз), зять Егор (Александр Голубев) и сын Пров (Павел Табаков) демонстрирует жизнь простой советской семьи, разместившейся в скромной шестикомнатной квартире. Егора Судаков устроил к себе на работу, тот сделал блестящую карьеру и теперь жаждет послать тестя к чертям и достичь новых эверестов — в лице красотки-аспирантки (Анна Чиповская). Дети Судакова вышли куда менее понятливыми, чем зять. Прова уговаривают поступать в МГИМО, а он зачем-то заводит дружбу с «лохушкой» Зоей, чей отец сидит в тюрьме. Искра работает в отделе писем крупной газеты и никак не может выучить, что отвечать нужно лишь на те письма, на какие укажет начальство. Вдобавок по требованию Егора она делает уже второй аборт — и понимает, что останется бездетной...
Переименовав «Гнездо глухаря» в «Год, когда я не родился», Богомолов превращает спектакль в грандиозный «флешбэк» из жизни наших отцов и старших братьев. Мхатовская сцена вместит только коридор и две комнаты в квартире Судаковых, набитые всякой всячиной — от икон до папуасских масок; перегородки между комнатами сделаны из тюля, а все происходящее в других углах квартиры транслируют камеры, так что действие может идти в разных местах параллельно.
Такой вот советский «Догвилль», в котором реализм переплетен с условностью, сталинская и гитлеровская кинохроника — с передачей «Вокруг смеха» (отдушина тогдашней интеллигенции!). А актеры играют так остро и бесстрашно, что даже самый далекий от сегодняшней политики зритель может догадаться, кем стали в наше время шустрые егоры брежневской поры.
фото Екатерины Цветковой