Сергея Пускепалиса публика знает по фильму «Как я провел этим летом», где он сыграл главную роль. Теперь Пускепалис продолжил «летнюю» тему, поставив пьесу Вампилова.
Как он провел эти. Источник: Как он провел эти. Автор: Как он провел эти
Печальную историю любви юной деревенской девушки к потрепанному жизнью следователю можно ставить по-разному. Можно тщательно восстанавливать на сцене приметы далекой сибирской глубинки — с ее особым говором и нехитрым советским бытом. Можно впасть в ностальгическое ретро с «Пионерской зорькой» по радио и ситцевыми платьями в цветочек. А при желании можно усмотреть в пьесе и современные параллели. Вот, например, следователь Шаманов, который имел смелость раскрытьпреступление начальственного сынка, сбившего человека, и был сослан за это в таежную глухомань — чемне герой нашего времени? Или юная официантка Валентина, упорно чинящая палисадник, который посетители кафе столь же методично ломают, — разве не похожа она на нынешних максималистов, требующих, чтобы страна жила по законам, а не по понятиям?
Но каков был замысел Сергея Пускепалиса, понять трудно. В его спектакле есть и то, и другое, и третье. Художник Алексей Вотяков (лауреат «Золотой маски» за магнитогорскую «Грозу») выстроил на сцене деревянную веранду, какие бывают в сибирских деревнях, — помните фильм «Любовь и голуби»? А остальное пространство залил водой, по которой герои хлюпают в резиновых сапогах. То ли это весенний паводок, то ли Чулимск должен уйти под воду, как реальный город Илимск после строительства ГЭС, в спектакле не объясняется. Скорее всего, это метафора утопичности (простите за каламбур) надежд героев на личное счастье.
Но почему тогда они жалуются на комаров, которые роятся вокруг этого символического озера?.. На сцене много примет 70-х: клеенчатые скатерти, жестяной столовский чайник, старенькое радио. Одеты герои тоже вроде бы по моде того времени, но при этом говорят с абсолютно современными интонациями. Особенно отличается Никита Зверев, наделяющий мечтающего о пенсии следователя Шаманова манерами московского плейбоя. Влюбленная в него героиня Юлии Чебаковой, будто сошедшая с обложки глянцевого журнала, тоже мало похожа на сельскую аптекаршу. Достовернее и убедительнее других в спектакле вышли второстепенные персонажи — напористый ухажер Валентины Пашка (Игорь Хрипунов) и другой ее нелепый жених — чиновник Мечеткин (Станислав Дужников). Что касается самой Валентины, то талантливая Яна Гладких в этой роли берет своей естественной, юношеской органикой. У наивной, трогательной девушки с двумя смешными хвостиками оказывается железный характер: несмотря ни на что, она верит в любовь. И Сергей Пускепалис похоже тоже верит — в людей. Поэтому из двух финалов, написанных Вампиловым, он выбрал оптимистический — где Валентина не погибает, а продолжает упрямо чинить свой палисадник, воспрявший же духом Шаманов едет в город — отстаивать правое дело. Так что любителям мелодрам с хорошим концом постановка наверняка придется по вкусу.
фото Сергея Петрова