Восходящая звезда МХТ им. Чехова и «Табакерки», умница и красавица Паулина Андреева поговорила с «ВД» о главном театре в своей жизни, любимом режиссере Кирилле Серебренникове, планах, мечтах и любви.
Да. Редкий случай, если меня не переспрашивают: «как-как ты сказала?». Но, безусловно, мне приятно, что меня идентифицируют без фамилии.
Вы из театральной семьи?
В моей семье никто не имеет отношения не только к театру, но к искусству вообще. Мама — ландшафтный дизайнер, папа — бизнесмен. У меня интеллигентная семья в лучших питерских традициях. Да, я из Санкт-Петербурга.
Раз «в лучших традициях», наверное, в детстве Вы часто ходили в театр?
Меня заставляли туда ходить. Было неинтересно и скучно. Вот самой «выступать» — это да, здесь меня было не остановить.
Вас часто ставили на стульчик и просили почитать стишок?
Меня просить не надо было. Меня хотели на стульчик не поставить, а посадить (смеется)
То есть Вы всегда знали, что будете артисткой?
Я не формулировала это для себя, как «быть артисткой». Просто было постоянное внутреннее желание быть по ту сторону сцены. Когда я закончила школу, мама сказала — «сначала овладей адекватной профессией,а потом уже иди в театральный, если не передумаешь». Почему-то она решила, что адекватная профессия — это журналист (смеется). На факультете журналистики в Питерском государственном университете я проучилась два года. А однажды встала утром с ощущением — всё, пора.
Вы сразу решили поступать в Школу-студию МХАТ? Как у Чехова — «В Москву, в Москву»...?
Мне хотелось быть свободной. Учиться в другом городе, жить в общаге. Чтобы никаких маминых пирогов. Поступала я во все театральные вузы сразу. И, кроме Школы-студии, прошла конкурс в ГИТИС.
Расскажите, как Вы поступали?
Это был один из самых фантастических периодов в моей жизни. Оказалось, мощная мотивация дает столько сил. Я совершила грандиозный марш-бросок по институтам, по 15 часов простаивала в очередях, потом еще что-то учила, читала. Я, кстати, была уверена, что в МХАТ не поступлю, максимум, на который рассчитывала — это Щепка. Ходила всюду для тренировки, но когда вылетала с конкурсов все равно страшно переживала. Почти всем ребятам, которые поступали, в театре уже «варились». Кто в студии занимался, кто с репетиторами, кто смотрел дипломные спектакли А я вообще ничего про это не знала. Даже про своих будущих педагогов, Дмитрия Владимировича Брусникина и Романа Ефимовича Козака, не слышала. Ужас.
Что Вы поняли о профессии за годы учебы? Что-то, чего Вы никак не ожидали?
Да все было неожиданно. Я весь первый год не понимала, что происходит. У меня не укладывалось в голове, как и почему я должна показывать зажигалку, мусорный бак, швабру и.т.д. Потом все изменилось. Я помню, как Брусникин, собрав нас, тогда еще первокурсников, сказал «самое важное, чему мы можем вас научить — понять себя». Это правда. Благодаря учебе я стала задумываться о себе в принципе. Стала лучше. Добрее как минимум. Пришла туда чудовищем.
Что Вы имеет в виду?
Я была колоссально зажата, и очень зло на все реагировала. На всякий случай ненавидела всех подряд. Мало ли, вдруг кто-то захочет меня обидеть.
Ваша эффектная внешность помогала Вам в годы учебы?
Не могу сказать, что помогала. Это лишний ярлык, условность, которую нужно преодолеть. Я была настолько напугана, что мне первые месяцы казалось, что в меня никто не верит.
Вас сразу приняли в труппу?
На третьем курсе я начала репетировать «Околоноля» с Кириллом Серебренниковым. Это табакерковский спектакль. А потом как-то само собой стали появляться и другие роли. При этом я играла во всех дипломных спектаклях. Как успевала — сама не пойму.
Что для Вас значит, что Вы — актриса МХТ им. Чехова?
Это значит, что мечты сбываются. Во время учебы самонадеянно было думать, и тем более говорить, что я хочу работать только у Табакова. Поэтому ямечтала молча. Но мечтала.Честно.
МХТ сейчас много критикуют, мол, «попса». Человек с любым, даже плохим вкусом, здесь найдет спектакль по душе.
Если смотреть на вещи без всяких иллюзий, то театр иного склада— нечестный театр. Есть те, кто понимают и считывают «интеллектуальный месседж» Серебренникова, а есть моя бабушка, которой будет плохо на его спектаклях. Каждому свое. МХТ пытается удовлетворять все интересы, но в пределах разумного. И мне кажется это правильно. Не все обязаны любить Богомолова или Серебренникова.
С последним Вы уже работали. Серебренников — фигура неоднозначная, многие обвиняют его в безапелляционности, в пропаганде жестокости и прочем.
Серебренников — человек, который влюбляет в себя моментально. Когда ты с ним, ты попадаешь под такое обаяние, что никаких вопросов уже не задаешь. За ним хочется идти, верить ему безоговорочно. А насчет некой безапелляционности... многие говорят, что Серебренников — это черный цвет без оттенков. Я так не считаю. Серебренников — это правда жизни, какой он ее понимает. На его спектакли нельзя попадать случайно. К ним надо быть готовым, как зритель. Просто в кого-то эта правда попадает, а в кого-то нет. Для меня лично его театр необходим.
Почему?
Благодаря ему, работе над «Околоноля» я задумалась над тем, что я гражданин страны, как бы высокопарно это не звучало. Я вдруг стала задавать себе вопросы — «а я то что обо всем об этом думаю»?
О политике? И что Вы думаете?
Я начала задумываться об этом, что называется «про себя». Нельзя публично говорить о политике будучи дилетантом. Я дилетант, потому промолчу.
Что можете сказать о партнерстве с Белым?
Анатолий Белый прекрасен. Анатолий Белый — супер! Он оказался отзывчивым партнером, всегда готовым помочь. Это редкость. Красивому актеру сложно на сцене отвлекаться от собственной персоны.
Какой театр Вам близок, если не МХТ?
Я люблю Малый драматический театр Додина в Питере. Скоро поеду смотреть «Трех сестер», о которых столько говорят. Додинский театр в хорошем смысле сектантский, это театр-дом. А в Москве мне что-то нравится в «Практике», что-то — у фоменок. Я стараюсь смотреть больше. Нельзя вариться в собственном соку и считать, что только МХТ — лучший театр на земле.
Какой спектакль произвел самое сильное впечатление в последнее время?
«Отморозки» Серебренникова на Винзаводе. Вот это точно было впечатление. Герои, эти самые «отморозки», существуют, как единый организм. После я задумалась, где и когда была безвольна, где малодушна.
С кем хотите поработать? У Вас есть профессиональная мечта?
Мне бы хотелось поработать с Богомоловым. Я не понимаю, что он такое. Мне интересно найти разгадку.
Янош говорил на венгерском, переводчик переводил ему на английский, и при этом ставили мы «Мастера и Маргариту». Можете себе представить, что это был за дурдом? Больше, наверное, ничего не хочу рассказывать.
Вы чьей критике Вы прислушиваетесь? Чье мнение Вам важно?
Я прислушиваюсь к режиссерам и старшим товарищам.Пытаюсь меньше слушать рассуждений в курилке. Говорить — это не мешки таскать. Зову родных, но это из серии маленьких домашних радостей. Им всегда все нравится (улыбается).
У вас есть роль мечты?
Я задумывалась над этим и поняла, что не знаю ответа. Мне неловко об этом даже думать. Я чувствую себя глупо. К тому же грех жаловаться — все мои роли мне интересны. Нет ни одной, за которую мне неловко. И соответственно нет ни одного спектакля, на который я бы считала нельзя продавать билеты.
У Вас хоть раз было что-то вроде творческого кризиса, Вы разочаровывались в профессии?
Глобально — нет. Но кризис случается периодически. И я пытаюсь свыкнуться с мыслью, что так будет всегда. Особенно я помню тот, который наступил сразу после выпускного.
Почему? Вас же приняли в МХТ.
Когда ты учишься, у тебя всегда есть цели и конкретные задачи. Тебе их ставят педагоги. И вдруг — ничего. Свыкнуться с мыслью, что ты теперь сам по себе, сложно. У меня была временная потеря мотивации.
Как Вы ее себе вернули?
Я сначала растерялась, но потом заставила себя выйти из этого состояния. Перестала разрешать себе свободное время, активно занялась спортом. И все наладилось, стали поступать предложения.
Что сейчас в работе?
Я ходячее суеверие, поэтому можно я не буду об этом говорить.
Как Вам работалось с Львом Эренбургом?
Сначала я его очень боялась. Он обладатель низкого грудного голоса, запоминающейся внешности. Мне казалось, что он будет порабощать мою актерскую волю-волюшку. Но я с ним сработалась. Он же тоже из Питера. А это особый код крови. Я очень благодарна Эренбургу за возможность сыграть Дуню в спектакле «Преступление и наказание». Эта , что называется, голая драматическая роль. В ней актер не «прикрыт» ничем- ни костюмом, ни светом, ни спецэффектами. Тут либо пан, либо пропал.
Вы можете назвать роль Дуни своим главным достижением?
Вообще ничего не могу назвать своим достижением. Я самокритична до жути, часто и с удовольствием себя ем. И в принципе надеюсь никогда и ничего не буду считать своим главным достижением. Актеру нужен постоянный рост.
Вас интересует кино?
Да. Все четыре года обучения в Школе-студии я была эдаким ходоком по пробам. При этом я избегала проходных проектов. Ждала чего-то, за что мне было бы не стыдно. Сейчас такой проект в процессе. Это мой первый кино-опыт.
Если Вас ждет успех в кино, Вы могли бы оставить театр?
Кино — это некий бонус к профессии актера. Театр должен быть всегда, это лучший способ поддерживать себя в форме. Кино — субстанция непостоянная.
То есть Вы склонны ругать российское кино?
Я — нет. Ведь, кроме ширпотреба, есть фильмы Валерия Тодоровского, Владимира Хотиненко, Павла Лунгина, Филиппа Янковского. Список длинный. Если мы не будем любить наше кино, то кто его будет любить? Никогда не понимала актеров, которые бесконечно его ругают, при этом много снимаются.
Многие снимаются ради популярности. Кино дает больше возможность самопиара, чем театр.
Любому актеру нужна популярность. Но кому-то, не важно к чему она привязана. А кому-то — наоборот, важно. Лично для меня медийность не сверхзадача, она — логический результат какого-то достойного процесса. Главное, чтобы мне не было стыдно.
Что увлекает Вас кроме театра?
Спорт. Я занимаюсь фитнесом, бегаю, плаваю, катаюсь на роликах, играю в теннис. Недавно купила велосипед. Пытаюсь заниматься всем (улыбается). Срорт держит меня в тонусе — и мое дело, и мозги.
Остается время на личную жизнь?
На нее всегда время остается, если захотеть (улыбается)
Какая черта характера в мужчинах Вас привлекает?
Кроме основополагающих (мужественность, порядочность), я ценю в мужчинах чувство юмора. Кстати, у меня много друзей-мужчин.
Вы верите в такую дружбу?
Да. Потому что я сама так дружу много лет.
Что Вам важно в любви?
Любовь. Остальное абсолютно не важно.
Не важно, допустим, чувство защищенности, финансовая поддержка?
Всё будет, если будет любовь.
Есть мнение, что в современном мире понятие брака уже неактуально?
Я так не думаю. По годам и по опыту я не доросла до брака. Но понимаю, это необходимо. Брак — это ответственность друг за друга, взрослость. Если бы это была просто бумажка, тогда не было бы столько суеты вокруг нее.
Что Вы в себе Вы любите, а что нет?
Не люблю и люблю одновременно (улыбается). Я эмоционально очень не сдержанна. Такой маленький правдоруб. Не люблю акварельных красок и говорю, что думаю. Но ведь моя правда — это не истина в последней инстанции. Иногда она вообще никому не нужна. Да и не должна быть нужна.
Чем Вас можно разозлить?
Меня злит театральный подхалимаж. Когда люди «суетятся перед клиентом». К примеру, они ругают руководство. Но как только это самое руководство появляется перед ними, то сразу в ход идет лесть. Раздражает, когда огульно ругают больших режиссеров, на пробы к которым мечтали бы попасть.
Что Вас радует?
Мои друзья. Мы любим праздно сидеть в «Академии». Там происходит слет артистов МХТ (улыбается) Можно утром прийти одному и уйти вечером в с компанией. Еще любим «Жан-Жак», «Кофеманию», «Рагу».
Судя по ответу, может показаться, что Вы много едите. А фигура идеальная.
Я очень много ем. Но на диване потом не сижу, поэтому все куда-то девается (улыбается)
Любите путешествовать?
Да. Люблю нестандартные путешествия. Мне противопоказан один отель на две недели. Нравится сливаться с местным населением, пытаться понять их образ мыслей, привычки. В последний раз я отдыхала в Италии. Было все — прогулки на велосипедах, самостоятельные путешествия на электричках до Неаполя, Рима... Это ровно то, что мне надо.
Что для Вас на данном этапе жизни самое важное?
Я по знаку зодиака «весы». И мне важно, чтобы обе чаши были полны. Чтобы и в работе, и в личной жизни все было хорошо.
фото из личного архива актрисы