Бенефис единственного иностранного солиста Большого театра японца Морихиро Иваты дает шанс увидеть его безупречный танец и удивительные постановки.


Фото: Дамир Юсупов

Японская любовь к искусству классического танца остается уникальной: японцы готовы поглощать балет бесконечно, прекрасно разбираются в качестве, ценят совершенную гармонию. Так что солист Большого театра Морихиро Ивата — первый и единственный иностранный солист знаменитой труппы — закономерный плод японской балетомании.

Он родился в Иокогаме, начальное хореографическое образование получил в школе своего отца «Ивата-балет», приехал в Москву в 19 лет в голодном 1990-м и полтора года стажировался в Московском хореографическом училище в классе очень хорошего педагога Александра Бондаренко. По времени будто недолго, но занимался он с утра до вечера. После чего стал первым обладателем Гран-при на пермском конкурсе артистов балета «Арабеск» и солистом известной тогда труппы «Русский балет». Тут надо оговориться, что восемнадцать лет после его триумфа Гран-при «Арабеска» не вручался никому. В 1995-м его признал и принял в труппу снобский Большой — и это было просто перестроечным прорывом. Природа не наделила его данными сказочного принца, но свое дело он добре знает: у него фантастические прыжки и фирменные вращения, такого идеально точного, виртуозного, вдохновенного героя-солиста Большая сцена не знала давно. Ивата очень быстро стал самым лучшим Шутом Большого. Разные варианты Шута он исполняет в «Ромео и Джульетте», «Лебедином озере» и «Легенде о любви», а с поправкой на европейскую традицию его Шут превращается в Арлекина в «Фантазии на тему Казановы» на музыку Моцарта. Еще в золотом запасе Морихиро Иваты есть изумительный по огранке Золотой божок в классической «Баядерке» Петипа, Крестьянское па-де-де из «Жизели» и огненный Наездник в «Половецких плясках» в опере «Князь Игорь» в постановке Голейзовского. И множество других очень важных и очень разных ролей, позволяющих делать нехитрый вывод: этот солист универсален и надежен.

Собственно, легенды о его истинно японской работоспособности появились еще в училище: однокашники врассыпную на каникулы, Морихиро Ивата — в класс, к станку. И хотя ему грех жаловаться на действительно уникальную сольную карьеру, он довольно быстро выбрал для себя дальнейшее продвижение в профессии, обучался в РАТИ-ГИТИСе азам профессии балетмейстера-хореографа.

Морихиро Ивата занимается айкидо и иайдо (искусство владения японским мечом) и уверен, что эти упражнения помогают в работе: «Становлюсь более устойчивым». В результате, когда он ставит, необычная пластика и направленные в разные стороны векторы движения героев завораживают. Артист утверждает, что японский стиль в его танце возник сразу: «Я даже не думал об этом, он просто возник». К тому же часто использует национальную музыку, например, в удачных «Восхождении на Фудзияму» и «Тамаши». Сегодня Морихиро Ивата нравится ставить балеты, но занимается он этим от случая к случаю, выручая друзей или подготавливая собственные творческие вечера. У вас есть шанс увидеть его безупречный танец и удивительные постановки.