Куклу в балете любят, холят и лелеют, а ее историю готовы пересказывать сотни раз.
Романтики напоследок провозгласили, что прогресс только дурачит людей, а кукла не может стать живой даже при усилии великого мага. В русской культуре на оживления куклы смотрели трепетнее. Почти сто лет назад, в июне 1911 года, в Париже впервые показали балет Игоря Стравинского в постановке Михаила Фокина «Петрушка», и он стал настоящей бомбой. По сюжету в ярмарочном балагане дают кукольное представление, а ночью, когда стихает шум толпы, в кукольных покоях разыгрывается настоящая трагедия. Петрушка любит Балерину, а Балериналюбит глупого Арапа. Изменилось время, к тому же жизненные взгляды лучших людей России были противоположны взглядам европейских романтиков, изложенных в «Коппелии». Авторы «Петрушки» доносили до зрителя, что даже набитое соломой тряпичное существо может иметь душу. Этот шедевр популярен немногим меньше «Коппелии», и хотя в нем нет эффектных па-де-де и шикарных массовых танцев, он считается более сложным для исполнения.
Девочка Маша засыпает под рождественской елкой, и то ли ей снится, то ли на нее правда нападают полчища серых мышей во главе с Мышиным королем, а спасает ее из беды принц Щелкунчик, бывший уродливой куклой для колки орехов. По законам жанра во втором действии главные герои в окружении оживших кукол попадают в сказочную страну со всеми вытекающими последствиями — танцами кукол разных стран, вальсом снежинок, приветствием феи Драже и прочим волшебством. Ничего более красивого в балетной музыке до сих пор не придумано, хотя премьера прошла в Мариинском театре в канун Рождества 1892 года. Этой зимой «Щелкунчику» исполнится 120 лет, и он по-прежнему остается для большинства зрителей первым балетом, на который ведут родители. В следующий раз этот самый зритель приходит на балет уже со своим ребенком и разглядывает в сказке что-то новое. Видимо, потому, что оживленные куклы слишком похожи на людей. «Петрушка» с прошлого сезона идет в Большом, в афише появляется редко.
фото(1): DREAMSTOCK.RU
фото(2): пресс-служба театра