Неутомимый Театр на Малой Бронной открыл сезон раньше всех. Если вы еще не видели премьеры прошлого сезона, стоит это сделать. В одном из самых интересных новых спектаклей «Коломба, или «Марш на сцену!» главная роль – великой французской актрисы мадам Александры – досталась . «Ваш досуг» встретился с актрисой и расспросил ее о будущих работах, бывших учениках, выступающих с ней на одной сцене, и театре, который для нее «второй дом».
Сначала этим спектаклем занимался другой режиссер, но потом было принято решение его закрыть. Дело в том, что длилась постановка четыре с лишним часа и, так сказать, «вышла из-под контроля». Слава богу, все прошло тихо-мирно, никто не пострадал: Сергей Анатольевич (художественный руководитель Театра на Малой Бронной и муж Веры Бабичевой Сергей Голомазов. — прим. авт.) сказал, что он обязан довести работу до конца, и... начал все сначала. И мы вернулись к названию, которое дал Ануй, но добавили еще одну фразу — реплику моей героини («Марш на сцену». — прим. авт.). Если посмотрите спектакль, поймете, почему это название – правильное.
Эта пьеса — о театре и нравах театрального закулисья. «О себе» играть легче или труднее?
Главная трудность этой роли в том, что она кажется нетрудной. Объясню почему. Когда я начинала актерскую жизнь, я играла в пьесе Габриэллы Запольской «Панни Маличевская». Это пьеса о молодой девочке, которая только начинает свою жизнь в кордебалете и стоит перед выбором: либо продаться, но остаться в театре, либо умереть на улице. Она выбирает театр. Эта роль принесла мне большой успех, после нее меня заметили в Москве. Так вот моя мадам Александра в «Коломбе» — это та самая девочка из пьесы Запольской, но спустя несколько десятков лет. Мне даже придумывать ничего не пришлось.
Для вас финал «Коломбы» грустный?
Конечно, грустный. Однако мадам Александра стала тем, кем хотела стать — актрисой. Она заменила жуткую действительность, которая нас всех окружает, прекрасной иллюзией — театром. Другое дело, что по дороге она потеряла всё: веру в людей, любовь, своих детей. Я не знаю, счастлива ли она в итоге или несчастна. Но, будучи актрисой, могу сказать, что и сама уже не знаю, где настоящая реальность.
Вы симпатизируете мадам Александре?
Мне безумно нравится эта роль. 1 августа я вышла на сцену, несмотря на то что врачи мне это запретили: не так давно я сломала плечо и руку, перенесла тяжелую операцию. Но так соскучилась по мадам Александре, что не смогла заставить себя усидеть дома. Я актриса и получила хорошую школу: героиня всегда реальна. А мадам Александра, возможно, реальнее других. В моей в жизни тоже часто не было выхода. Поэтому я и ее оправдываю, и Коломбу. Понимаю, как им тяжело. Но как иначе могла поступить мадам Александра, кроме как помочь Коломбе освоиться в театре? Муж из принципа запретил Коломбе любимую профессию. Ради чего ей оставалось жить — борщ варить, носки вязать?
Безусловно, и я никого не осуждаю. Напротив, завидую женщинам, для которых это — жизнь. Но своим студенткам говорю так: «Не хочешь работать? Иди домой и вяжи носки».
В «Аркадии» вы также играете одну из главных ролей — писательницу Ханну Джарвис. Знаю, что во время репетиций вы настояли на собственной трактовке роли. Вы всегда что-то предлагаете режиссеру?
Это был единственный раз, когда я взбунтовалась. С Сергеем Анатольевичем мы работаем много лет, и я как актриса всегда безоговорочно принимала его идеи. А в «Аркадии» не смогла. Он видел эту роль иначе: представлял что Ханна — сухарь-ученый. А мне показалась, что она, скорее, Ванесса Редгрейв или Джейн Фонда. Из поколения бунтующих женщин. В какой-то момент я доказала это, но воевали мы долго.
Ваши героини похожи на вас?
Я сама сильная женщина. Жизнь научила. Мне никто не помогал, я всего добилась сама. И никогда не шла на компромиссы.
Еще одна роль, которую вы сыграли в прошлом сезоне — роль Варвары Петровны Ставрогиной в «Бесах»...
Сразу скажу, что в этом сезоне я редко буду играть эту роль. Всего не успеть, у меня три больших спектакля в репертуаре, ожидается еще одна премьера. При этом я очень люблю «Бесов», это дипломный спектакль, в котором я выступала еще и как режиссер-педагог. Я даже я не выходила на поклоны, выводила ребят на сцену и сразу в тень. В этом было заложено некое материнское послание.
Расскажите о грядущей премьере. Что это будет?
«Белку» Анатолия Кима ставит Екатерина Гранитова, современный, даже авангардный режиссер. Там играют все мои ученики, а я – одна из взрослых артистов. Более того, по сюжету у меня романы с некоторыми из ребят. Сначала жутко стеснялась.
Вам с вашими бывшими учениками нелегко играть вместе?
Легко. Я отношусь к ним как к молодым коллегам. Они ко мне бегают за советам, а я к ним. «Как прошла сцена? А как я выглядела?».
Вы считаетесь с тем, что говорят ученики?
Конечно! У них молодые мозги, современный взгляд на все, отличный вкус. Я не живу в своем поколении. Я живу в их, стараюсь, по крайней мере. Современный театр безумно интересен.
А как зритель вы какой театр любите?
Мне мало что нравится, скажу честно. Регулярно бываю в Театре Маяковского. Я столько лет там проработала, там же познакомилась с Сергеем Анатольевичем. И, собственно, никуда бы оттуда не ушла, если бы меня не ушли.
Вам нравятся перемены, которые произошли в Маяковке с приходом Миндаугаса Карбаускиса?
Я пока не знаю. Но главное, что мои коллеги счастливы. Та жизнь, которая длилась там несколько лет, была ужасна. Я с интересом и ревностью смотрю их новые спектакли.
Есть в Москве театр, куда вы ходите отдыхать от работы?
Я люблю Театр Фоменко. Смотрю каждый их спектакль, как будто лакомлюсь. Это эстетический катарсис, настоящий праздник. Сидишь, понимаешь все — почему в этой сцене так, а другой эдак, но все равно кайфуешь. Хотя у «фоменок» я не только отдыхаю, но и учусь. Почему-то мало знаю театр Женовача. Надеюсь, наверстаю в этом сезоне. Пробелов много, с другой стороны — они обусловлены моей жизнью.
Что вы имеете в виду?
Я четыре года в новом театре. И главная моя роль здесь — роль жены главного режиссера. Она мне совершенно несвойственна, но ее приходится играть.
Наверное, за спиной шепчутся?
Не знаю, я не слушаю. Это проблемы тех, кто шепчется. Я честно работаю. Рука сломана — играю, нога сломана — тоже играю. Здесь мои ученики, которым я должна показывать пример. Здесь режиссер, которого я люблю. Я работаю с ним последние 20 лет.
Он вас хвалит?
Вообще не хвалит. В лучшем случае скажет: «Красивый халат на тебе». И я понимаю: неплохо сыграла.
Чему вы учите своих учеников?
Играть на сцене можно, только если ты несешь людям какое-то послание. У роли должен быть смысл. Катарсис, который испытывает зритель, — наша цель. Все остальное от лукавого.
А вы у своих ребят чему-то учитесь?
Они иногда играют так, что я не понимаю, как они это делают. Многое на интуиции, инстинктах. Могут вроде бы меньше вложить души в роль, но при этом сыграть блистательно. Сегодня надо уметь так играть — как бы наблюдая со стороны за собой и спектаклем в целом. Еще я учусь у девочек — умению одеваться. Я у них — они у меня.
Как вы отдыхаете и где?
В Юрмале. У нас там маленькое-маленькое жилище. Ездим туда третий год, до этого ездили в Литву и Эстонию. Я знаю, почему так люблю Прибалтику. Я питерская и часто там бывала с рождения. Мои ностальгические ощущения Сергей Анатольевич разделил со мной. Кроме того, мы с мужем только там живем так, как нам нравится: без тусовок, в недорогом месте, с любимым человеком.
Вера Бабичева: «Жизнь научила быть сильной»
Театр на Малой Бронной открыл сезон раньше всех. Если вы еще не видели спектакль «Коломба, или Марш на сцену!», эту ошибку стоит исправить.
Вера Бабичева: «Ж. Источник: Вера Бабичева: «Ж. Автор: Вера Бабичева: «Ж
Вера Бабичева: «Ж. Источник: Вера Бабичева: «Ж. Автор: Вера Бабичева: «Ж