Премьера «Франциска» на Новой сцене Большого театра — первый проект Лаборатории современной оперы.


Фото: Евгений Кириллов

Все кому не лень так долго и упорно упрекали Большой театр в консерватизме, что он, видимо, почувствовал себя виноватым. Во всяком случае предоставил свою Новую сцену для радикального оперного проекта «Франциск», отчего формально получилось, что первая премьера сезона в опере будет абсолютно непредсказуемой и программно скандальной. Впрочем, о скандальности говорить пока рано: когда это свойство программируют, оно незаметно улетучивается.

Оперу ставит не Большой, а творческое объединение «Опергруппа», придумавшее для поддержки современного российского оперного искусства «Лабораторию современной оперы». Лаборанты получают зеленый свет — не всякий такого рода проект может похвастать стартом двумя показами в Большом. Продолжение (не той же оперы, а проекта) следует в октябре и декабре на сценах других столичных театров. Надо полагать, что лаборанты возлагают на «Франциска» большие надежды — все-таки первый.

«Франциск» — опера компактная, для чтеца, двух солистов, хора и камерного оркестра. Исполняется без антракта, за час, на русском языке, так что заскучать не успеете. Все авторы оперы — наши современники и относительно молоды. Самое сильное звено в этой компании — безусловно, 40-летний композитор Сергей Невский, урожденный москвич, рано уехавший в Германию за музыкальным образованием. Среди молодых коллег он самый именитый, получал многочисленные заказы от известных европейских оперных театров и фестивалей, пользуется грантами нескольких серьезных фондов. Широкой публике он может быть известен благодаря сотрудничеству с , он автор музыки к нашумевшему спектаклю «Человек-подушка» в МХТ имени Чехова и к фильму «Юрьев день». В материалах для прессы Невского зачем-то обозвали композитором «со всемирно известным именем и репутацией художника бескомпромиссного таланта», что не умаляет его достоинств. По его словам, «Франциск» — история неудобного человека, монолог умирающего святого, так до конца и не уверовавшего в собственную святость. Партия Франциска в опере разделена между несколькими чтецами (они читают текст либреттиста Клаудиуса Люнштедта по-русски) и контратенором, поющим немецкий оригинал. Четыре сцены оперы складываются в статичную многофигурную картину. Но статика сюжета, что не редкость в опере, может заставить зрителя только острее слышать музыку. И, не отвлекаясь на внешнюю сторону действа, внимательнее следить за музыкальными и вокальными модуляциями.

Откровенно говоря, цитаты из либретто шокируют: вместо христианского смирения в них пышет неистовость. Святой глубоко страдает, мечется, в экстазе впадая едва ли не в мазохизм, что выражено в словах вполне натуралистично. Работать с оркестром и хором Questa Musica будет 28-летний дирижер-постановщик Филипп Чижевский, не раз очаровавший музыкальную Москву обаянием и удививший чуткостью к партитурам. Главная «темная лошадка» — режиссер-постановщик и 21-летний студент Р АТИ—ГИТИса Владимир Бочаров, дебютирующий «Франциском» на большой профессиональной сцене. Может, небеса будут к нему благосклонны.