Театр имени Маяковского открыл 90-й сезон. В планах: «Юбилей-off», редкая пьеса Брехта и «Критика чистого разума» в постановке .


Новый облик зала. Источник фото: пресс-служба Театра им. Вл. Маяковского. Фото: Василь Ярошевич

Если вы полагаете, что Театр имени Маяковского — это пыльные рассыхающиеся кресла и бело-серая масляная краска на стенах, значит, вы отстали от реальности. Кресла этим летом поменяли, стены зала выкрасили особым оттенком алого (называется помпейский разбеленный красный), а колонны и сценический портал — в помпейский серо-зеленый. Глаз все это радует настолько, что кто-то из артистов предложил вообще не играть, а, как в музее, брать со зрителей деньги за просмотр. Новую концепцию оформления зрительного зала придумал знаменитый Сергей Бархин (он, правда, говорит, что просто исполнял волю худрука Карбаускиса). А в фойе, гардеробе и буфете колдовали молодые Алексей Трегубов и Анна Румянцева, инсталлировавшие пространство театра так, что теперь самый несведующий зритель поймет кое-что об особняке, где до революции располагался театр «Парадиз» и гастролировали европейские примы. А после, в 1922-м, возник тот самый Театр революции, с которым сотрудничали Мейерхольд, Шостакович, Маяковский (чье имя театру и присвоили в 1954-м), Бабанова, Охлопков, Гончаров — список можно продолжать долго. Принципиально непарадные фото корифеев этого театра — вроде Андрея Гончарова, который ежится от ветра на Рижском взморье, — художники вывесили в фойе, а на ступенях лестниц поместили названия спектаклей, которых за эти годы было столько, что пролетов явно не хватило. Кто думает, что это неуважение, пусть отправится в Лондон, в Вестминстерский собор. Там могильные плиты великих англичан вмонтированы в пол, а туристы то и дело подскакивают как от ожога: «Ой, на Байрона наступил!»

Сам юбилей театра состоится 28 октября — и будет таким же живым и неофициальным, как и заново оформленное фойе. Эти торжества в театре называют «Юбилей-off» и обещают в честь них пустить зрителей за кулисы и в цеха, где будут происходить перформансы, концерты, видеопоказы легендарных спектаклей, мастер-классы и всякие смешные сюрпризы вроде катания на поворотном круге — их готовят для зрителей координаторы юбилейного проекта Саша Денисова и Никита Кобелев.

Первую премьеру этого года, «Дядюшкин сон» в постановке Екатерины Гранитовой, театр на днях уже сыграл. 13 ноября на большой сцене впервые сыграют нечасто ставящуюся у нас пьесу Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти» — ее выпустит сам Миндаугас Карбаускис, в главных ролях: Михаил Филиппов, Анатолий Лобоцкий, Зоя Кайдановская.


«Таланты и поклонники»: премьера прошлого сезона, которой Миндаугас Карбаускис вдохнул новую жизнь в Театр Маяковского. Фото: Михаил Гутерман

Знакомить зрителя с новой драматургией будет латыш Гиртс Эцис — он поставит на Большой сцене еще не шедшую в Москве пьесу американца Трейси Леттса «Август. Графство Осейдж», а на Малой молодой Туфан Имамутдинов выпустит «Танец Дели» Ивана Вырыпаева. Там же, на Малой, Леонид Хейфец обещает поставить «Цену» Артура Миллера, Юрий Йоффе — «Чудаков» по Горькому. А недавний выпускник РАТИ Никита Кобелев, чья камерная «Любовь людей» стала одним из событий в прошлом сезоне, попробует свои силы в Большом зале: премьера «Враг народа» по знаменитой пьесе Ибсена выйдет в марте-апреле. К слову, этот же сюжет выбрал для своей постановки немец Томас Остермайер — его спектакль стал хитом минувшего Авиньонского фестиваля. Так что мода на Ибсена явно возвращается.

Еще более крутой интеллектуальный сюрприз готовит сам Карбаускис. К открытию Сцены на Сретенке, где стараниями нового руководства наконец заканчивается ремонт, он готовит пьесу Марюса Ивашкявичуса «Кант. Критика чистого разума». Премьера намечена на конец сезона, но знакомство с философскими трудами Канта лучше начать уже сегодня. А вы что думали: юбилей — это не только на поворотном круге кататься.