В Театре мюзикла близится премьера — авантюрные «Растратчики». Композитор и исполнитель главной роли рассказал «ВД», зачем он надевает часы 1905 года и почему завидует Макаревичу.


Источник фото: личный архив Максима Леонидова

Говорят, чтобы написать мюзикл, надо родиться на Бродвее...
Если бы кто сказал Глинке: «Знаете, Михаил Иванович, для того, чтобы писать хорошую оперу, надо родиться Франции или в Италии. Поэтому — не пишите!» У нас так и Чайковского бы не было. Я видел мюзиклы на Бродвее. И хорошие, и плохие. С одного просто ушел был скучный. Я — человек театральный, воспитан такими педагогами, как Аркадий Кацман и Лев Додин, поэтому не терпеть, когда на сцене ничего не происходит, а люди просто поют по очереди. бы красиво там ни было, каким бы ни роскошным свет, как бы они ни летали потолком — мне такой театр не интересен. Если вы были на «Продюсерах», которые поставлены по-русски режиссером Дмитрием Беловым, то можете понять, чем он отличается от бродвейского варианта. Хотя ведь и американцы взяли на главные роли в «Продюсерах» двух драматических артистов — Мэтью Бродерика и Натана Лэйна, — потому что отношения между персонажами, их взаимодействие и развитие очень важны.

Понятно, что у вас хорошая школа взаимодействия на сцене. Вы и начинали в БДТ...
Я был зачислен на должность, но, по сути, в нее не вступил. Так научился за 4 года в институте и так наигрался в «Братьях Карамазовых» по два вечера у Додина, что вот у меня где это все уже сидело! Я ушел из Театра Товстоногова, потому что, мне кажется, молодому и талантливому человеку в 21 год стыдно сидеть на зарплате и выходить на сцену с «кушать подано», если у него есть чем заняться. У меня был бит-квартет «Секрет», где надо мной не было ни главного режиссера, ни режиссерского управления. Впрочем, сегодня возможность поиграть в театре я очень ценю, но не хочу превращать это в рутину. Я выхожу на сцену как Бьялосток в «Продюсерах», а теперь буду выходить еще и как бухгалтер Прохоров.

Как возникла идея мюзикла по Катаеву?
Моему товарищу Александру Шаврину очень понравились наши «Продюсеры». Он спросил, нет ли у меня желания написать что-нибудь подобное, но на российской почве, и прислал мне повесть Валентина Катаева «Растратчики» — основанную на реальных событиях историю о совслужащих 20-х годов. О том, как пожилой бухгалтер Филипп Степанович и молоденький кассир Ванечка в бурном по рыве страстей прокутили огромные казенные деньги, об их восторге, а потом горьком раскаянии. Мы стали работать — что-то прибавлять, что-то убавлять, менять действующих лиц, сюжет. Я не подозревал, что хороший артист Шаврин из Театра Маяковского может и писать талантливо. Все-таки там рифмы, арии, хоры... А кроме того, Саша оказался очень профессиональным режиссером!

Вы дописали «Растратчиков» пару лет назад. Чем занимались все это время?
Поскольку за наше продюсирование сразу взялся Давид Смелянский, нас брали практически все питерские театры, в которые мы обращались. Мы уже почти договорились с «Балтийским домом», когда в Москве открылся Театр мюзикла, у истоков которого стоял и Смелянский. Все это время я песен не пишу — не умею отвлекаться от основного для меня на данный момент занятия. Завидую Макаревичу! Он пишет диск, потом приходит домой, поднимается в мастерскую, раскладывает краски, кисточки и рисует рыбок, котиков — переключает голову на совершенно другое. А я, пока мы не сыграем премьеру, не могу уйти от своего героя и написать какую-то песню от лица Максима Леонидова. Я вообще к персонажам своим отношусь очень внимательно. Реквизит сам делаю. Скажем, у моего героя есть часы, которые ему подарил в 1905-м командир полка во время Русско-японской войны. Это самый дорогой для него предмет. Я такие часы нашел. И вставил в них портрет Николая II 1904 года...

Кто же это увидит?
Я же для себя это делаю! Мне приятно, что у меня есть такой предмет. Сам с ним играю. Н икому из дублеров его не отдам. Пусть им бутафоры делают часы!

Отдыхать от Филиппа Степановича все же удается?
Я стараюсь так планировать время, чтобы хотя бы два дня дома проводить, недалеко от Финского залива. У меня там, знаете ли, живут двое детей с женой молодой. Варим варенье — в этом году у нас вишня удалась и слива. У нас на участке полузарыт... баркас, вокруг — галечка, сосенки. Баркас притащил Павел Лобков, который снимал у нас передачу «Растительная жизнь». Он мне предварительно позвонил и спросил, чего я хочу. Я сказал, что, поскольку у меня нет водоема, хотелось бы создать иллюзию, что он есть. Он привез и баркас, и прибрежные растения. На светские рауты, презентации мы не ходим.

А молодую жену туда не тянет?
К счастью, нет. Александра — актриса Театра Ленсовета. Довольно много занята в театре. Кстати, она проходила кастинг в спектакль «Растратчики» под номером 425. И прошла на общих основаниях в ансамбль. Есть в классическом мюзикле такая группа людей, человек 15–20, которые исполняют все эпизодические роли, а заодно составляют кордебалет и хор.