В Театре мюзикла близится премьера — авантюрные «Растратчики». Композитор и исполнитель главной роли рассказал «ВД», зачем он надевает часы 1905 года и почему завидует Макаревичу.
Источник фото: личный архив Максима Леонидова
Говорят, чтобы написать мюзикл, надо родиться на Бродвее...
Если бы кто сказал Глинке: «Знаете, Михаил Иванович, для того, чтобы писать хорошую оперу, надо родиться Франции или в Италии. Поэтому — не пишите!» У нас так и Чайковского бы не было. Я видел мюзиклы на Бродвее. И хорошие, и плохие. С одного просто ушел был скучный. Я — человек театральный, воспитан такими педагогами, как Аркадий Кацман и Лев Додин, поэтому не терпеть, когда на сцене ничего не происходит, а люди просто поют по очереди. бы красиво там ни было, каким бы ни роскошным свет, как бы они ни летали потолком — мне такой театр не интересен. Если вы были на «Продюсерах», которые поставлены по-русски режиссером Дмитрием Беловым, то можете понять, чем он отличается от бродвейского варианта. Хотя ведь и американцы взяли на главные роли в «Продюсерах» двух драматических артистов — Мэтью Бродерика и Натана Лэйна, — потому что отношения между персонажами, их взаимодействие и развитие очень важны.
Понятно, что у вас хорошая школа взаимодействия на сцене. Вы и начинали в БДТ...
Я был зачислен на должность, но, по сути, в нее не вступил. Так научился за 4 года в институте и так наигрался в «Братьях Карамазовых» по два вечера у Додина, что вот у меня где это все уже сидело! Я ушел из Театра Товстоногова, потому что, мне кажется, молодому и талантливому человеку в 21 год стыдно сидеть на зарплате и выходить на сцену с «кушать подано», если у него есть чем заняться. У меня был бит-квартет «Секрет», где надо мной не было ни главного режиссера, ни режиссерского управления. Впрочем, сегодня возможность поиграть в театре я очень ценю, но не хочу превращать это в рутину. Я выхожу на сцену как Бьялосток в «Продюсерах», а теперь буду выходить еще и как бухгалтер Прохоров.
Как возникла идея мюзикла по Катаеву?
Моему товарищу Александру Шаврину очень понравились наши «Продюсеры». Он спросил, нет ли у меня желания написать что-нибудь подобное, но на российской почве, и прислал мне повесть Валентина Катаева «Растратчики» — основанную на реальных событиях историю о совслужащих
Вы дописали «Растратчиков» пару лет назад. Чем занимались все это время?
Поскольку за наше продюсирование сразу взялся Давид Смелянский, нас брали практически все питерские театры, в которые мы обращались. Мы уже почти договорились с «Балтийским домом», когда в Москве открылся Театр мюзикла, у истоков которого стоял и Смелянский. Все это время я песен не пишу — не умею отвлекаться от основного для меня на данный момент занятия. Завидую Макаревичу! Он пишет диск, потом приходит домой, поднимается в мастерскую, раскладывает краски, кисточки и рисует рыбок, котиков — переключает голову на совершенно другое. А я, пока мы не сыграем премьеру, не могу уйти от своего героя и написать какую-то песню от лица Максима Леонидова. Я вообще к персонажам своим отношусь очень внимательно. Реквизит сам делаю. Скажем, у моего героя есть часы, которые ему подарил в
Кто же это увидит?
Я же для себя это делаю! Мне приятно, что у меня есть такой предмет. Сам с ним играю. Н икому из дублеров его не отдам. Пусть им бутафоры делают часы!
Отдыхать от Филиппа Степановича все же удается?
Я стараюсь так планировать время, чтобы хотя бы два дня дома проводить, недалеко от Финского залива. У меня там, знаете ли, живут двое детей с женой молодой. Варим варенье — в этом году у нас вишня удалась и слива. У нас на участке полузарыт... баркас, вокруг — галечка, сосенки. Баркас притащил Павел Лобков, который снимал у нас передачу «Растительная жизнь». Он мне предварительно позвонил и спросил, чего я хочу. Я сказал, что, поскольку у меня нет водоема, хотелось бы создать иллюзию, что он есть. Он привез и баркас, и прибрежные растения. На светские рауты, презентации мы не ходим.
А молодую жену туда не тянет?
К счастью, нет. Александра — актриса Театра Ленсовета. Довольно много занята в театре. Кстати, она проходила кастинг в спектакль «Растратчики» под номером 425. И прошла на общих основаниях в ансамбль. Есть в классическом мюзикле такая группа людей, человек