«Там, внутри» Мэттью Лентона и «Гедда Габлер» Камы Гинкаса — два очень разных спектакля на одну тему.
Начнем с «Там, внутри». Вообще-то шотландская компания Vanishing Point (дословно —«И счезающая точка») предпочитает сама сочинять сюжеты своих спектаклей, лишь изредка основываясь на готовых пьесах. «Там, внутри» — как раз такой случай, это одноактная пьеса Мориса Метерлинка. Автор «Синей птицы» написал ее в 1904 году, на пике раздумий о том, что все мы — марионетки в руках таинственного и неумолимого кукловода.У Метерлинка действие происходит в старой усадьбе, окруженной запущенным садом. Две девушки, их отец и мать собрались у камелька и готовятся ужинать, а в это время к дому уже подходят Старик и Незнакомец со страшной вестью: тело третьей дочери найдено в реке. Эту символистскую пьесу режиссер и создатель Vanishing Point Мэттью Лентон переносит в наши дни. У него ничего не подозревающая семья устраивает вечеринку, за ходом которой зритель наблюдает из-за стекла, отгораживающего сцену от зала. Вместе с публикой за веселящимися героями наблюдает незнакомая девушка, сообщающая залу о случившейся беде. Дальнейшее строится на контрасте двух атмосфер: печального ожидания и хрупкого, беззаботного веселья, от которого вот-вот не останется и следа.
Ибсеновская «Гедда Габлер» в трактовке Камы Гинкаса — тоже о трагической схватке с жизнью, которую вела юная, сильная Гедда, мечтавшая о красоте и свободе — и не сумевшая справиться с пошлостью повседневности. В «Александринке» Гинкас работает впервые, хотя Петербруг — город, в котором он учился у Георгия Товстоногова, а потом начинал свою карьеру. Старшие театралы помнят «Гедду Габлер», которую Гинкас ставил в Москве начала 80-х — с Натальей Теняковой в главной роли. Теперь он возвращается к пьесе, пытаясь разобраться в поколении сегодняшних гедд, бесконечно красивых бунтарок, не знающих жалости, проверяющих мир и себя на прочность. Что ж, мир с его обыденностью остается, а фантастически совершенная девочка Гедда гибнет — прямо на наших глазах. Главную роль в спектакле Гинкаса сыграла Мария Луговая. Это имя стоит запомнить. На фоне корифеев «Александринки» она ничуть не теряется, а ее жесткую, четкую манеру игры и отлично поставленный голос отметили многие. «Гедда словно прожигает интонациями воздух», — сказано в одной из статей. Согласитесь, такой отзыв дороже всяких похвал.
фото: пресс-служба фестиваля