Совершая мировое турне, самый знаменитый французский мюзикл — Notre-Dame de Paris — приехал и в Москву. Перед российской премьерой «ВД» собрал несколько любопытных фактов о легендарной постановке.

Notre-dame dde Paris  для Франции — как «Моя прекрасная леди» для США. Он задал стандарт мюзикла: номерная структура, подчеркнутая условность декораций, обилие электронных инструментов, минусовая фонограмма, стадионные звук и свет. Интересно, что либретто главного французского мюзикла написал канадец. Люк Пламондон до Notre-Dame был известен как автор песен для Селин Дион и создатель рок-оперы «Старманья» — фантастической антиутопии о борьбе тоталитаризма с терроризмом. И хотя в основу его нового мюзикла лег романтический роман Гюго, поэт не удержался, чтобы не внести в любовный конфликт немного революционного пафоса.

Композитор Риккардо Коччианте, итальянец по отцу и француз по матери, обладал врожденным даром мелодиста, который вполне заменял ему музыкальное образование. Когда Пламондон обратился к нему со своей идеей, тот сразу показал несколькоготовых, «завалявшихся» у него мелодий, которые в итоге стали хитами, — Belle, Danse, Mon Esmeralda, Le Temps des Cathedrales. Кстати, роль Квазимодо композитор писал для себя и очень обиделся, когда Пламондон категорически отверг его кандидатуру.

После первого же прослушивания продюсеры арендовали для будущей постановки Дворец Конгрессов на 3700 мест и выделили 4 млн долларов на подготовку проекта. Более 400 претендентов проходили кастинг в труппу мюзикла. В результате были отобраны как уже популярные Брюно Пельтье, Даниэль Лавуа, так и никому неизвестный канадский исполнитель Пьер Гаран, ставший потом знаменитым Гару. К слову, во французских мюзиклах обычно участвуют не актеры, а певцы, которые параллельно делают сольную музыкальную карьеру.

Работа над мюзиклом заняла три года. Постановкой занимался авангардный режиссер Жиль Майо. Он решил отойти от англо-американских стандартов и сделать современное шоу, похожее на рок-оперу, не в реалистическом, а в поэтическом ключе. Основная деталь сценографии — огромная стена собора на заднем плане — стала площадкой для паркуристов. Для создания трюков были приглашены члены молодой французской паркур-группы Yamakasi — впоследствии герои одноименного фильма Люка Бессона.

Проект принес многомиллионную прибыль создателям. Их успех был закреплен наградойв Монте-Карло за лучшие продажи во Франции и призом World Music Awards. В 1999 году мюзикл был занесен в Книгу рекордов Гиннесса по количеству проданных билетов за первый год постановки. За 15 лет он был сыгран в 15 странах мира на 7 языках, его посмотрели более 8 миллионов человек, а количество проданных CD и DVD превысило 10 миллионов. Однако конкуренцию бродвейским и лондонским мюзикламNotre-Dame de Paris составить не смог. На подмостках Вест-Энда он продержался всего год. Слишком похожий на эстрадный концерт с чередой номеров, Notre- Dam не соответствовал стандартам англо-американских мюзиклов и был прохладно принят публикой и критикой.

Зато в России его полюбили так же горячо, как на родине. Московская постановка, спродюсированная Александром Вайнштейном и Катериной Гечмен-Вальдек, практически полностью повторяла оригинальную французскую версию. Разве что по масштабу спектакль в камерном Театре оперетты сильно отличался от шоу во Дворце Конгрессов. Все члены творческой команды отмечали, что в русской версии гораздо больше страсти и драматизма. Немудрено — ведь исполнителями здесь были не певцы, а актеры. Теону Дольникову Коччианте назвал лучшей Эсмеральдой.

фото: ПРЕСС-СЛУЖБА STAGE ENTERTAINMENT