Революция в театре свершилась. Московские труппы меняют свой облик. «ВД» рассказывает о новых худруках и их планах.

Кирилл Серебренников имеет шанс появиться во всех новогодних рейтингах — в рубрике «Скандал года». Все потому, что решился взвалить на себя реорганизацию одного из самых малопосещаемых московских театров — Театра имени Гоголя. Сейчас в здании проходит срочный ремонт, но уже 2–3 февраля на большой сцене сыграют перформанс Серебренникова «Вокзал», участниками которого, кроме труппы театра, будут актеры «Седьмой студии», «Саундрамы» и танцоры из костромской труппы «Диалог-данс». Все три перечисленных коллектива станут резидентами «Гоголь-центра» — будут репетировать и выпускать спектакли параллельно, для чего в театре создаются новые площадки. Поклонников прежних звезд Театра имени Гоголя спешим успокоить — выгонять артистов на улицу никто не собирается, 28 членов труппы уже получили предложения от нового худрука. Оно и не удивительно: помимо «Вокзала» Серебренников, активно задействуя молодых режиссеров, планирует выпустить в этом сезоне еще шесть постановок. Среди них театральная версия киношедевра Фассбиндера «Страх съедает душу», где на главную роль приглашена прима «Гоголевки» Светлана Брагарник, а также «Елка у Ивановых» по Хармсу и «Митина любовь» по Бунину. Среди более дальних планов — мюзикл «Пробуждение весны», который поставит сам Серебренников, и нашумевший в Европе «Гамлет» в версии французского радикала Давида Бобе. И если после этого вы все еще считаете Серебренникова вероломным захватчиком, специально для вас поясняем: у него действительно есть тайная цель — кардинально переделать театральную карту Москвы, превратив обветшалый бренд в центр паломничества театралов.

фото: архив журнала


В конце весны на сборе труппы в Театре имени Ермоловой худрук Владимир Андреев представил своего преемник а — это Олег Меньшиков. Все случилось логично — именно в Ермоловском Меньшиков в середине 80-х стал теат ральной звездой, и бескровно — эту революцию сами артисты назвали бархатной. Начатый летом ремонт включает полную смену имиджа: новое оформление фойе, афиши, занавес и, конечно, новая репертуарная политика. Каков его генеральный курс, Меньшиков пока не формулирует, но известно, что в декабре сезон откроют сразу две премьеры. Режиссер Родион Овчинников поставит «Самую маленькую драму» для Валентина Гафта и Владимира Андреева. А Евгений Каменькович — нашумевших «Язычников» Анны Яблонской с группой молодых артистов и медийной Кристиной Асмус в главной роли. Следом выпускник курса Кирилла Серебренникова Александр Созонов возьмется за «Портрет Дориана Грэя», а ученик Каменьковича Алексей Кузьмин-Тарасов — за «Снегурочку» Островского. Постоянную прописку в Ермоловском получат озорной мюзикл Егора Дружинина «Всюду жизнь» и спектакли основанного Меньшиковым «Товарищества 814» — «Игроки» и «1900». Какую новую роль будет репетировать сам худрук, пока тайна. Но билетов в Ермоловский вскоре явно будет не достать

фото: архив журнала


Евгения Каменьковича когда-то прозвали пионервожатым. Причем не кто-нибудь, а те самые студенты Петра Фоменко, с которыми он двадцать лет назад и создал свой театр. Оставаясь рядом с Фомой (так любовно называли Мастера в театре) все эти годы, Каменькович теперь встал к штурвалу «Мастерской». Первую премьеру он уже выпустил — спектакль «Дар» по роману Набокова сам Петр Наумович успел увидеть на прогоне. Ясно, что новый худрук продолжит курс на необычную прозу. Что именно он собирается ставить — выясняется, зато уже известно, что стажеры репетируют «Египетскую марку» Осипа Мандельштама. В декабре хореограф Олег Глушков выпустит музыкально-танцевальный опус под рабочим названием «Моряки и шлюхи», в котором будут танцевать и петь все наши любимые артисты, включая сестер Кутеповых и Мадлен Джабраилову. Напоследок: юбилей «Мастерской», намеченный на будущее лето, никто не отменяет Потому что жизнь в театре продолжается.

фото: Оксана Старикова


Евгений Ибрагимов

Пишите адрес: Спартаковская, 26/30. Новое модное место театральной тусовки называется по-старому — Московский театр кукол, но кроме названия и адреса — ничего прежнего. Вместо пыльных сказок для окрестных дошкольников — международный фестиваль и целая обойма премьер для всех категорий зрителей: самых маленьких, средних школьников и молодежи. Отсутствие постоянного худрука новый директор Григорий Папиш (на его счету — театр «Геликон» и «Дворец на Яузе») компенсирует, приглашая лучших кукольников страны и мира. Первую премьеру, «Игра в каракули», выпустил лауреат «Золотой маски» Евгений Ибрагимов. На очереди — спектакли других знаме-нитостей, среди которых Майя Краснопольская из театра «Тень» и Юрий Квятковский, выпускающий театральный сериал в стиле маппет-шоу с той же командой, которая придумала бешено популярную хипхоперу «Копы в огне».

фото: архив журнала


Миндаугса Карбаускиса не назовешь новым назначенцем — Театром имени Маяковского он руководит второй сезон. Под его руководством «Маяковка» из вполге безнадежного предприятия превращается в один из лучших театров. Со вкусом отрестраврированное здание, остроумные торжества по случаю 90-летия, премьера редко ставящейся пьесы Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти» — это еще не все. Весной Карбаускис обещает закончить ремонт в филиале на Сретенке и выпустить там спектакль «Кант. Критика чистого разума» по пьесе Марюса Ивашкявичуса. Зная блестящий юмор драматурга и оригинальный почерк режиссера, можно биться об заклад: скучным этот Кант не получится.

фото:Надежды Лебедевой


А теперь о главном. Перемены в театре назревали давно, и пятью коллективами дело не закончится. В ближайшее время среди московских худруков появитсяИван Вырыпаев — с 1 апреля он возглавит «Практику», ну а дальше... Что будет дальше, читатели «ВД» узнают первыми.

фото: ИТАР-ТАСС