В «Табакерке» выходит спектакль Михаила Станкевича по рассказу Чехова. В главных ролях — Ирина Пегова и Сергей Угрюмов.
Для ученика Женовача Михаила Станкевича это вторая режиссерская работа. Первой был мрачный «Дьявол» по малоизвестной повести
Толстого, также созданный в соавторстве с замечательным художником Алексеем Вотяковым. В рассказе Чехова «Жена» поместный дворянин Павел Андреевич Асорин обеспокоен голодом среди своих крестьян. Первый этаж его усадебного дома занимает супруга, отношения с которой «холодны, бессодержательны и скучны». Но, придумывая кампанию в помощь голодающим, чеховский герой по-новому осознает себя и свои отношения с женой. Накануне премьеры актриса Ирина Пегова рассказала корреспонденту «Вашего Досуга» о спектакле.
¶
«Жена» — совсем крохотный рассказ. Как из него вышел длинный спектакль?
– Он и не будет длинным — час сорок, один акт. Мы досочинили сон Асорина: он не может заснуть, мучается, идти или не идти на бал жены. Сон будет решен как танец-бред. В 46 лет человек влюбился в свою жену, с которой к этому моменту уже два года не разговаривает... Он видит, что она изменилась, но не знает, как вернуть ее доверие. И она еще праздник дома устраивает, в котором ему нет места.
¶
В тексте на это только намек — Асорин прислушивается, как его жена принимает гостей, играет на фортепиано.
– Тут мы тоже немного досочинили: она устраивает благотворительный вечер в помощь голодающим. Вчера во время репетиции этого эпизода пришел композитор Григорий Гоберник, посоветовался с контрабасистом — была идея, что на сцене только контрабас, — они отошли в соседнюю комнату и сочинили там музыку! Прямо при нас!
¶
Вы работали с Фоменко, с Карбаускисом, а тут доверились начинающему постановщику…
– У меня нет предубеждений ни относительно дебютантов, ни, наоборот, относительно режиссеров в возрасте. Каждый раз работаешь и надеешься
на чудо. Тем более Мишу я знаю давно — он учился на курс младше, у Гончарова, а я у Фоменко. А потом, получив актерское образование, он поступил на режиссуру к Женовачу.
¶
Раз вы давно знаете Михаила, как вы думаете, почему сейчас он взялся за этот рассказ?
– Каждый человек проходит через описанное Чеховым — все мы эгоисты, всем нам трудно друг с другом, приходится учиться жить, терпеть, прощать.
¶
Какое отношение все это имеет к сегодняшнему дню?
– Да это же про меня! Весь текст, который я произношу со сцены, я говорила в жизни два года назад. Женщина «получала стол и квартиру от человека, которого она не любит», а потом вырвалась на свободу и расцвела….
¶
Есть режиссеры, с которыми вам бы хотелось поработать?
– Есть отдельные проекты. Вот затевалась история с сериалом «Братья и сестры» по Федору Абрамову. Мне очень хочется быть в этом материале!
Но когда снимают серию за 5 дней, о каком качестве может идти речь?..
¶
Скажите, а с Карбаускисом трудно было работать в Театре Маяковского? Это же был непростой, решающий момент для театра.
– Мне там было очень хорошо! Когда оказываешься в ситуации приглашенной актрисы, все тебе рады. А по поводу ситуации могу сказать, что акте-
ры сами выбрали Миндаугаса — они в него поверили и до сих пор смотрят на него с любовью и надеждой.
¶
Ваши актерские амбиции лежат в области театра или в области кино?
– В области кино, но никаких амбиций уже нет. Если приглашают, то на такие роли, где играть особенно нечего. Хотя вот недавно случился радостный
момент — снялась у Алексея Учителя в «Восьмерке». Он предупредил, что там очень маленький эпизод: мы с моей дочкой Таней сыграли жену и дочь одного из героев. Большое удовольствие встретиться с той же компанией, что была в «Прогулке», а потом — в фильме «Космос как предчувствие».
¶
Вы много работаете в кино и на телевидении. Есть мнение, что производство сериалов в России вышло на новый уровень — приглашают
противоречивых молодых режиссеров, экспериментируют с драматургией. Считаете ли вы, что качество сценариев выросло?
– Да что вы, у нас катастрофа! Приходится идти на компромисс, продавать себя, потому что хочется работать. Я это говорю не только как актриса, знакомые продюсеры подтвердят. Что-то новое и непонятное, конечно, лучше, чем тупое зарабатывание денег. Я считаю, что сделала огромный шаг — дала себе слово отказываться от проходных проектов. Не знаю, правда, на сколько мне хватит терпения.
¶
Как вы справляетесь с ситуацией, в которой оказываются многие актеры и режиссеры, когда из поп-культуры, из сериалов про нянь
и оперов, попадаешь в театр, а там — Толстой и Чехов?
– Это как в баню сходить: удовольствие, польза для здоровья, для души и тела.