Легенда русского рока, актер и музыкант Петр Мамонов после шестилетнего перерыва вернулся на сцену Театра имени Станиславского с новым моноспектаклем.

Новый спектакль Петра Мамонова  состоит из двух частей. В основу первой лег его альбом 2005 года «Сказки братьев Гримм», где мрачноватые сюжеты немецких писателей превращаются в жуткие и абсурдные аллегории.«Я родился таким маленьким-маленьким, Величиной с пальчик — мальчик.... Кончилось дело плохо, заблудился в лесу. / А когда вышел, был не похож сам на себя», — на одной ноте, словно буддистскую мантру, поет Мамонов. Золушка, храбрый портняжка, король-лягушонок и Ганс со своим ежом у него подозрительно похожи на нас с вами — так же страдают от одиночества, не находят общего языка со своими близкими, пьют и тоскуют.

Во второй части — совсем новые песни, написанные в те годы, когда актер много снимался в кино и почти не выходил на сцену. Все они посвящены Москве. Сам Мамонов родился в воспетом ВысоцкимБольшом Каретном, и хотя несколько лет назад уехал на ПМЖ в деревню под городом Верея (что в Наро-Фоминском районе), до сих пор считает себя москвичом. «Я бываю в городе раз в две недели и лучше вижу его со стороны. Вижу эту серую стальную массу, эту суровую архитектуру, эту толпу, эти машины, этих людей, которые идут, не поднимая головы».

Горожан, которым Мамонов глубоко сочувствует, он окрестил «зайцами»: «Русская литература всегда писала о маленьких людях. И раз я теперь классик, то тоже должен о них заботиться». Правда, к своему статусу классика артист относится с иронией: «Я — легенда неизвестно чего. Легенда русского «крути-верти» — ведь так переводится рок-н-ролл? Я не певец, не музыкант, не актер, не философ. Просто сообщаю вам свои мысли под треньканье гитары». И уж тем более Мамонов не претендует на роль спасителя: «Спаситель у нас один — Господь наш Иисус Христос. А я такой же тонущий во грехе, как и все остальные.»

Себя он называет «дедом Петром», хотя по физической форме даст фору молодым. Он выходит на сцену с акустической гитарой и начинает отжигать так, что заменяет целую рок-группу. Юродствует, лицедействует, рвет связки, падает ничком, ходит на голове и сверлит зал безумными глазами. Единственный его помощник — видеоряд, соз- данный сыном Иваном, оператором нашумевшего «Шапито-шоу» Сергея Лобана. Сначала они хотели сделать клип под каждую песню, но потом отказались от этой идеи. «Я не пытался подогнать его под себя, — говорит Мамонов. — Мы две самостоятельные величины, две планеты. Он взрослый, ему 29 лет, у него свое видение мира. Когда пытаешься из всех цветов сделать один — получается серобур малиновый». В итоге видеоряд с панорамами старой Москвы, крышами, двориками, лицами и улетающим к Луне экранным Мамоновым живет своей отдельной жизнью. А музыкант поет про одиночество молодых, заблудившихся в Сети, о ненужном звонке старого друга и ностальгии по временам детства. Но постепенно в текстах все больше прорастают социальные мотивы: «В полшестого вечера я на Павелецком вокзале. В полшестого вечера люди идут с работы, с завода дубильных кож. Я стою один, мне делать особо нечего, но я все равно на любого из них похож...» А заканчивается концерт и вовсе гимном свободе: «Президент смотрит на меня добрыми глазами. Президент взялся за ручку моей двери. Президент пришел за нами... Волосы твои на ветру в открытом окне такси... Молюсь ли я Богу или служу народу — волосы твои на ветру...»

Ну и раз уж речь зашла о политике, мы не могли не спросить воцерковленного Петра Николаевича о его отношении к делу Pussy Riot. «Неужели вы думаете, что Бога можно оскорбить? Нет, мы делаем хуже только себе, потому что мы соединяемся с силами зла, а жить с ними в компании — не приведи Господь. Я не знаю, что нужно делать светским властям, я не политик. Господь моментально наказывает три категории людей: кощунствующих, тех, кто договорился с рабочим на одну стоимость, а дал меньше, и тех, кто обижает детей и вдов. А тут — просто глупые девчонки. Ну взяли бы их, вывели из храма — и дело кончено. А вокруг этого специально раздувают страсти, чтобы нас разделить. Ведь другое имя дьявола — разделяющий. Нужно задуматься, а как бы Христос поступил с ними, и все станет ясно».

фото: Михаил Гутерман