Одним из главных событий фестиваля NET станет показ самой масштабной постановки молодых Дмитрия Волкострелова и Семена Александровского.
Всего за несколько лет Дмитрий Волкострелов сумел завоевать репутацию главного разрушителя сценических устоев. Ему ничего не стоит поставить спектакль по пьесе из одного предложения, который длится 5 минут (как «Солдат» в московском «Театре.doc»), или по драме, состоящей только из фотографий (как «Я свободен» в его родном театре Post). В амбициозном проекте по Равенхиллу режиссер, взяв в соавторы своего сокурсника Семена Александровского, снова играет с формой: действо заявлено не как спектакль, а как «музей 16 пьес». Это нечто среднее между театральным зрелищем и серией интерактивных инсталляций.
Пьесы Равенхилла написаны под впечатлением от событий 11 сентября в США и затрагивают самые разные темы – от войны с арабским миром, расовой ненависти и терроризма до любви и смерти. Это небольшие этюды на несколько страниц, каждый из которых озаглавлен в честь известного произведения мировой культуры. Тут есть и «Одиссея», и «Война и мир», и «Преступление и наказание», и «Гибель богов», отсылающая к опере Вагнера и фильму Лукино Висконти. Речь не о перепеве старых сюжетов, а просто об ассоциативном ряде. Среди героев Равенхилла – призрак безголового солдата, шахиды, беженцы, матери и дети, мужья и жены, актеры и телеведущие. Во многих пьесах вообще нет конкретных персонажей, они растворяются в хоре, который образуют голоса всех слоев современного общества.
Волкострелов и Александровский показывают как бы два спектакля сразу – они идут параллельно в разных залах: от начала к концу и от финала к прологу. Зритель волен выбирать, в каком порядке их смотреть. Актеры в этом «музее» появляются далеко не всегда. Так, одна из драм идет в полной темноте под звучание заранее записанных фраз, в другой текст транслируется через наушники, а в третьей и вовсе полностью проецируется на экран, пока герои обедают в полной тишине. Финальная же часть вообще находит свое воплощение в Facebook: актеры просто сидят за ноутбуками, выкладывая реплики как комментарии к посту — к их переписке может присоединиться любой пользователь.
Этот проект похож на учебник по современному театру: он предлагает множество разных способов подачи текста, каждый из которых нацелен на то, чтобы преподнести его в первозданном виде, с минимумом смысловых искажений. В театральном сообществе Shoot / Get Treasure / Repeat уже вызвал крайне неоднозначную реакцию, но ясно одно: ничего подобного на российской сцене вы больше не увидите.
фото: Юлия Люстарнова /Театр Post