Впервые за последние годы компания «Саша Вальц и гости» вместе со своим лидером приезжает в Москву со спектаклем Impromptus.

В европейском пространстве Саша Вальц давно претендует на роль «Пины Бауш сегодня». Все соображения от «да, действительно» до «нет, ничего общего» в любом случае тонут в массе оговорок. Но факт остается фактом: в современной Германии и даже Европе сегодня нет равного Саше Вальц, она лидер прекрасного пола в области танца. Конечно, есть замечательные Анна Тереза Кеерсмакер, Анук Ван Дайк и многие другие, но… Саша Вальц умеет быть цельной, узнаваемой и всякий раз разной, а эти свойства в комплекте уникальны.Уроженка Карлсруэ изучала танец и хореографию в Амстердаме и Нью-Йорке, а на волне культурного всплеска после объединения Германии в 1993-м вместе с Йохеном Зандигом основала труппу «Саша Вальц и гости» —первую независимую труппу нового немецкого  времени. В первой половине нулевых она очень продуктивно содиректорствовала в берлинском театре Шаубюне, в тот же период поставила ставшие знаменитыми «Тела», S, noBody, быстро стала известной.

Вскоре ее уже позвали на режиссуру оперного спектакля «Дидона и Эней» на музыку Генри Перселла, и спектакль оказался так успешен, что по сей день идет в Штаатсопер в Берлине. В списке удач Саши Вальц также оперная «Медея» и хореография спектакля «Ромео и Джульетта» в Парижской опере на музыку Берлиоза, который скоро появится в репертуаре Ла Скала. Дальше в списке постановок Вальц легко затеряться, но Москва ее любит не только за это.

Вместе с Вальц российские артисты работали в 1998–2001 годах в танцпроекте «На Земле». Москва помнит «Аллею космонавтов», посвященную жителям окраинных берлинских пятиэтажек. И ее, Сашу, глубоко беременной вбегающей на сцену на поклоны. Потом громадный зал Театра Советской армии обмирал на знаменитом noBody, а немногие зрители Школы драматического искусства думали вместе с инфернальными артистами спектакля D’avant («До того») — одного из лучших спектаклей своего времени.

Компания Саши Вальц давненько к нам не наведывалась. Но зато сейчас привозит подарок так подарок. Impromptus — это на самом деле не что иное, как знаменитые «Экспромты» Шуберта, знаковое произведение немецкой романтической музыки. Вальц впервые допускает на сцену музыкантов и вокалистов — кроме пяти инструментальных пьес Шуберта будут также несколько его песен. Танец обещают конгениальный, с переходами от парения в невесомости к потере равновесия. Вообще вся эта история — признание колкой Вальц в том, что и ей не чуждо лирическое настроение.

Спектакль не новый, 2004 года, но именно он выбран для показа в Москве после изрядного перерыва, и он представит новую для москвичей Сашу — внимательную к полутонам и тонким переливам человеческого настроения. Семеро танцовщиков, два пианиста и сопрано прикуют к себе внимание на полтора часа действа. Сцена разделена на секции и немного наклонена, декорация состоит лишь из большого подвешенного над ней параллелограмма (как это будет смотреться в Театре наций — вопрос). Очевидцы пишут о трех прекрасно исполненных дуэтах, а ролик на официальном сайте фестиваля NET скорее интригует, чем дает полное представление. Словом, готовьтесь. За два дня надо успеть познакомиться с новой Сашей Вальц — слегка романтичной и уже мудрой.

фото: SEBASTIAN BOLESCH