Новый европейский театр вызвал ажиотаж у столичной публики. VashDosug.ru рассказывает вам  о самых ярких постановках.

«Octopus»
Без пяти минут скандальное зрелище представил москвичам знаменитый хореограф-кудесник Филипп Декуфле. Мастер поп-театра, он одинаково угодил самым примитивным и самым изощренным вкусам. Под его руководством традиционный contemporary dance превратился в неведомый синтетический жанр. Восемь танцовщиков Дефукле разделил на пары, раздел и заставил метаться в бесконечной череде недвумысленных поз. Дуэт поджарого чернокожего артиста и его хрупкой партнерши-француженки с белоснежной кожей особенно мощно «прозвучал» на фоне всеобщей неразберихи.

На сцене постоянно что-то происходило «между делом»: прыгал артист, изображавший муки творчества; суетилась танцовщица, разделенная странным костюмом надвое (одна половина — фрак, вторая — платье); ходили по воображаемому подиуму волосатые существа на каблуках. Декуфле не забыл привлечь музыкантов с именем (Пьера Ле Буржуа и Лабиала Носфеля), компьютерных графиков и умельцев по части проекций. Самые рискованные метафоры показали в видео-нарезке. Так, в самый ответственный момент на заднике сцены появились два гигантских женских языка, сплетенных между собой. Очевидный эротический посыл спектакля Декуфле вряд ли кого-то заставил краснеть, а вот порадовал — однозначно. В финале публика пребывала в явном упоении и аплодировала стоя. Что ж, сегодня, действительно, мало кто может развлекать публику, и при этом эстетствовать.

«Impromptus»

Культовый немецкий хореограф Саша Вальц приехал в Москву с постановкой на музыку Шуберта. Событие сродни сенсации — труппа Вальц признана во всем мире, гастролирует постоянно, но в Москву до сегодняшнего момента не торопилась. Сцену, разделенную наклоненным деревянным помостом, Вальц населила странными героями без пола и возраста. Они двигались под шубертовские «Экспромты», исполненные вживую (за роялем сидела Кристина Мартон, пела Джудит Саймонис), самые смелые «па» исполнялись в полной тишине. Длинные паузы контрастировали с романтическим буйством музыки, а сложнейшие пластические дуэты (артисты буквально «стекали» вниз головой вдоль тел друг друга, поправ законы притяжения) с бегом трусцой в резиновых сапогах не по размеру. Традиционная для Вальц хореография, как и всегда, была подкреплена философией абсурда. Так, после страстных танцев условные солисты отделялись от массовки и ныряли в невидимый до поры до времени бассейн посреди сцены. После начинали обливать друг друга цветными красками и корчиться в нервных судорогах. Что всё это значит, не знают даже самые маститые критики. Главным же, так или иначе, остается уникальность театра Саши Вальц. Он, пожалуй, единственный в мире, ставит перед собой цель оставаться для любого зрителя необъяснимым.


«Шинель»

Особняком в программе фестиваля NET, ориентированного на новое искусство с его новыми смыслами, стоит спекакль болгарского театра «Кредо».

Их «Шинель» Москва когда-то видела, еще раньше они поразили Эдинбург. В этом году театр решил отметить собственное двадцатилетие в российской столице. И привез на NET свой самый первый и самый главный спектакль. Всерьез рецензировать его после стольких лет безусловного успеха занятие неблагодарное. Но и не сказать о нем невозможно. Как глоток свежего воздуха, эта трогательная и обаятельная постановка про Акакия Акакиевича и его одежду дала театралам возможность немножко расслабиться. Не выискивать оригинальных смыслов, не выдумывать заумных концепций, просто получить удовольствие.

Спектакль похож на маленькое чудо, в границах которого возможно всё. Здесь все униженные и оскорбленные имеют шанс выйти из сумрака, обидчиков всегда наказывают и, разумеется, добро побеждает зло. Актеры Нина Димитрова и Васил Василев-Зуек намеренно объединили жанры ( клоунада, комедия дель арте, пантомима, драма), так их Башмачкин превратился в гротескное чудика, скорее смешного, чем трагичного. Жаль, что умение видеть серую действительность сквозь цветные стеклышки свойственно немногим театрам. Тем более новым. Тем более европейским.