Каждый год в самом начале декабря в Москве происходит важное событие: в столицу съезжаются театры современного танца.

Начиналось это дело в незапамятные времена на задворках Театра Наций, и дедушка русского contemporary dance Саша Пепеляев собственноручно носил по ночам реквизит из мороженой рыбы. На трудах праведников фестиваль вырос и возмужал. В этом году он займет сцены Актового зала и Культурного центра ЗИЛ и покажет столько всего интересного, что глаза разбегаются. Начнем по порядку.

В этом году мы активно дружим с Германией ввиду официального Года культуры Россия–Германия. Для феста это означает ощутимый немецкий крен, что ему только на руку: если еще можно хоть шепотом говорить о национальной идентичности танца, то труппы Германии — самые идейные и концептуальные. Кристоф Винклер 7 декабря озаботится судьбой легенды левацкого движения Андреаса Баадера. Он поставил соло для исполнителя, присматриваясь, где в его прототипе границы между свободным хиппи и агрессивным убийцей. Компания Total Brutal и хореограф Нир де Вульф предлагают 8 декабря нечто повеселее — спектакль «Пикники, свадьбы и похороны» посвящен их светлости Семейной традиции и всему, что ей сопутствует. Специфичные ритуалы в кругу родственников интересуют contemporary dance давно, и, как правило, за рутиной общих сборищ проступает неизменное одиночество каждого участника.Самый титулованный автор немецкого пула – не раз бывавший в России хореограф Ян Пуш, и это, похоже, главный спектакль фестиваля. Постановка Ahead силами Staatstheater Tanz Braunschweig 12 декабря провоцирует публику и оголяет автора. Вопросы к себе на фоне сошедшего с ума мира – такими материями оперирует Пуш. Потому среди авторов использованной музыки встречаются Иоганн Себастьян Бах и Генри Перселл, уже говорившие о чем-то подобном много веков назад.

Русская программа в этом году сильная, примечательны несколько пунктов. Прежде всего — это «Провинциальные танцы». Они покажут два поставленных коллегами спектакля: Анна Абалихина ставила в Екатеринбурге «Опыт № 4», а Иван Евстигнеев и Евгений Кулагин — «Алиби». Обещано, что сама Татьяна Баганова тряхнет стариной и выйдет на сцену со своими артистами. Дуэт Евстигнеев–Кулагин с коллегами представят свой и австрийца Криса Херинга опус под сугубо русским названием «Гроза» с приветом Островскому. Еще один поиск национальной идентичности – «Нестоять» и «Рашн-деревяшн» от питерской AgripinaLab, что внезапно вылупилась из недрАкадемии русского балета имени Вагановой.

Особое внимание заслуженным артистам жанра: «КрохаЦахес» очень серьезной Татьяны Гордеевой и Александра Мотлевича и «Древо стажа» ироничного питерского дуэта Нины Гастевой и Михаила Иванова покажут, что русский contemporary dance начался не вчера, и что странная пара
«сила мысли-глубина чувства» у него неисчерпаема.

фото: архив журнала