На театральной карте Москвы то и дело вспыхивают новые точки. Об открытии одних сообщают в теленовостях, о других знают лишь театралы. «ВД» знакомит с самыми интересными сценами-«дебютантами».
Помните, что говорила тетушка из булгаковского «Театрального романа» о современной драматургии? «Разве уж и пьес не стало? — ласково- укоризненно спросила Настасья Ивановна. — Какие хорошие пьесы есть. И сколько их! Начнешь играть — в двадцать лет всех не переиграешь. Зачем же вам тревожиться сочинять?» Кто и зачем тревожится и «сочиняет» новые театры и театральные площадки, если и в старых зрители далеко не всегда «висят на люстрах»? И чего ждать публике от инициатив государства и частных лиц?
«Содружество артистов драмы» — так расшифровывается название театра «С.А.Д.». Хотя он и впрямь расположен среди деревьев и цветов — в Ботаническом саду МГУ (Аптекарском огороде), в здании старинной Пальмовой оранжереи. Как многие ныне легендарные театры, новое театральное дело выросло из первого удачного спектакля. Его «Чайкой» стала «Аркадия», поставленная Ириной Пахомовой по одноименной пьесе Тома Стоппарда. «Было решено, что костяк труппы составит интеллигентная молодежь, а оформление зала будет скромным и неброским, — рассказывает продюсер и актер Кирилл Рубцов. — Исполнителей мы подбираем специально для каждой постановки». Кроме «Аркадии», о которой зрители в один голос говорят, что это настоящая магия, в афише молодого театра в декабре появились спектакль «Памяти Вахтангова. Принцесса Турандот» и музыкальная сказка для детей «Щелкунчик». А в ближайших планах — постановка фарса Чарльза Мори «Балаган» и еще один детский спектакль — «Лоскутик и Облачко».
Пожалуй, самый модный и самый острый новичок. «Мы исследуем героя нашего времени. Герой нашего времени исследует нас», — так определяет свою миссию «Седьмая студия». Это театр учеников Кирилла Серебренникова, он вырос из его экспериментального актерско-режиссерского курса в Школе-студии МХАТ. Площадка — «Платформа», расположенная в «Винзаводе». Первой работой были «Отморозки» по прозе Захара Прилепина. Затем выпустили оперу Юрия Лобикова «Охота на Снарка», либретто для которой послужила сказка Льюиса Кэрролла. А сейчас театралы взахлеб обсуждают многослойный шекспировский «Сон в летнюю ночь», где четыре истории играются в разных пространствах и зрители переходят из зала в зал. Все три спектакля поставил Серебренников, но можно увидеть и работы его подопечных. Одна из особенностей «Седьмой студии» — проект «Впервые на русском», где режиссеры из Европы представляют пьесы, не шедшие на нашей сцене. Кроме того, обещана постановка Аллой Демидовой пьесы Хайнера Мюллера «Квартет».
Последние лет пятнадцать малая сцена Таганки почти не использовалась. В 1998-м там прогремела премьера Юрия Любимова «Марат и маркиз де Сад», но спустя некоторое время постановку перенесли на основную сцену. Второе дыхание экспериментальная малая сцена обрела с уходом Любимова. Здесь идут и спектакли Таганки, родившиеся за последние два сезона, и постановки других трупп, чаще всего молодых и не очень раскрученных. Из продукции под маркой Таганки заслуживают внимания «Наташина мечта» («новодрамовскую» пьесу Ярославы Пулинович поставил Юрий Ардашев), музыкальный проект Татьяны Жановой «Странствия капельмейстера, или 25 нот» и моноспектакль по стихам Бродского «Жизнь есть товар навынос», который под аккомпанемент контрабаса играет Игорь Пехович.
Бродвей на Новозаводской
Скептики ворчат, что «мюзикл — не наш жанр», однако недавно в борьбу за звание «московского Бродвея» вступили две новых площадки. Это «Россия» на Пушкинской площади, занявшая здание бывшего кинотеатра, и Театр мюзикла, расположившийся в арендованной на пять лет легендарной «Горбушке» (одна из рецензий называлась «Мюзикл на рок-пепелище»).
Экс-министр культуры Михаил Швыдкой, организовавший этот частный театр вместе с продюсером Давидом Смелянским, культурной революции не обещает, но планирует регулярный показ мюзиклов, отечественных и зарубежных. Пока в багаже две оригинальных постановки — «Времена не выбирают» и «Растратчики», обе с налетом ретро. Из звезд в них заняты Ефим Шифрин, Максим Леонидов, Лика Рулла. Из курьезов: несколько банкиров отказали Швыдкому в спонсорстве, когда он пришел просить денег на… «Растратчиков»! Из новостей: у Швыдкого есть идея сделать мюзикл о Цое.
Прежде эту площадку называли «черным залом» и задействовали редко. Но к своему 90-летию Театр им. Маяковского, ворвавшийся с приходом Миндаугаса Карбаускиса в ряды ньюсмейкеров, обзавелся полноценной малой сценой. У нее отдельный вход, гардероб, буфет и оригинальный репертуар. За короткое время специально для этой площадки были поставлены несколько спектаклей: «Маяковский идет за сахаром», «Любовь людей», «Цена», «Записки сумасшедшего». Попасть на них непросто — и не только потому, что в зале всего 80 мест. Это достойные зрелища. Из грядущих премьер — «Танец Дели» по пьесе Ивана Вырыпаева и горьковские «Чудаки». А в перспективе — новые эксперименты от начинающих режиссеров
фото: пресс-службы театров