Василий Бархатов решает проблемы переходного возраста, а Кирилл Серебренников отстаивает право интеллигенции на жилплощадь. Декабрь богат театральными событиями. «ВД» выбрал самые интересные.
Классика, если она хорошо поставлена, всегда рассказывает про сегодняшний день. Вот, например, «Зойкина квартира» в МХТ. Кирилл Серебренников стал первым, кто решился воплотить историю времен нэпа, обнаружив героев Булгакова в сегодняшне йр еальности. Никаких радикальных вмешательств в текст он себе не позволил — разве что использовал в спектакле музыку берлинских кабаре 20–30-х годов и попросил поэта Игоря Иртеньева написать на эту музыку стихи. В итоге по первому плану получился лихой музыкальный спектакль, в котором домовладелицу Зойку играет Лика Рулла. Ее надтреснутый голос и джазовый вокал отлично сочетаются с ностальгическими песнями о Елисейских Полях, куда Зойкамечтает сбежать, пока большевики не до конца закрутили гайки. Зритель же, способный видеть и слышать не только первый план, заметит остановившийся взгляд бывшего аристократа Обольянинова. Спасения от большевистской реальности тот ищет в морфии. А аферист Аметистов (Михаил Трухин) — в кокаине. Нюхнув для храбрости, он принимается вправлять мозги управдому и, войдя в раж, рвет на груди рубаху — под ней оказывается футболка с изображением Путина. И пока половина зала хохочет, другая половина, не отрываясь, следит за Обольяниновым, которого актер и оппозиционер Алексей Девотченко играет так, что сразу ясно: добром все эти комичные сценки, лиричные зонги и показы мод (хваткая Зойка, как мы помним, под видом ателье открыла у себя дом свиданий) не кончатся. Потому что доведенную до края интеллигенцию можно унизить и опорочить, превратить в наркоманов, арестовать и даже убить. Но без нее все в этой стране пойдет не так. В финале энкавэдэшники скручивают Обольянинову руки, а душа, или вернее дух Зойкиной квартиры (его в этом спектакле олицетворяет прелестно-старомодная Татьяна Кузнецова), навсегда глохнет и немеет от боли. Вот и этот вишневый сад вырубили.
фото: Сергей Петров
Пока на Большой сцене идет «Зойкина квартира», на Малой Василий Бархатов выпускает новую версию старой гетевской истории про молодого Вертера, не справившегося с пошлостью жизни и выбравшего смерть. Ставят, впрочем, не роман Гете, а повесть Ульриха Пленцдорфа, написанную в ГДР в 70-е годы. Эту повесть Бархатов с помощью Михаила Дурненкова адаптировал к нашим дням. То есть быт на сцене — вполне узнаваемый, социалистический, а проблемы — сегодняшние. Если вкратце, то спектакль будет о том, как человек мучительно ищет себя в юности, но уж если выживает, то, перевалив за 30, превращается в посредственность. Есть ли из этой ситуации выход?Бархатов (ему, кстати, 29) его активно ищет. Так что герой — его играет дебютант Александр Молочников – в финале не застрелится.
фото: Екатерина Цветкова
Если после этого вы все еще хотите классики погорячее, то вам прямая дорога в «Политеатр». Тридцатилетний студент одного из престижных вузов вынужден прервать обучение и вернуться в родные пенаты, на похороны отца, занимавшего ключевой пост в государстве. Студента звать Гамлет, папу его, если кто не помнит, тоже, а речь про Данию, где злодей-Клавдий отравил родного брата-монарха.А теперь внимание: главным персонажем в спектакле станет не Гамлет, а Полоний — преданный царедворец, служивший и прежнему королю, и новому, и нашим, и вашим. Полония сыграет великий и ужасный Владислав Мамышев-Монро. Ему, конечно, не впервой превращать себя в кого-то из персонажей прошлого. Удивительно только, почему для театрального дебюта он выбрал не Гамлета, а старичка Полония. Впрочем, на этот вопрос отвечает другой дебютант, бизнесмен с говорящим именем Слава Випзон, пробующий себя в режиссуре и утверждающий, что именно Полония Шекспир намеревался сделать одним из главных персонажей пьесы. Чтобы исправить историческую несправедливость, режиссер Випзон передал Полонию часть гамлетовских монологов. А самого Гамлета в спектакле сыграет девушка — треш-модель Алисон. И пока скромные блюстители классики лежат в нокауте, спешим успокоить остальных: конечно, хулиганства в «Полонии» будет предостаточно, но и актуального искусства тоже немало. Ведь за костюмы и декорации отвечает известный художник Катя Филиппова, выставлявшаяся, между прочим, в Лувре. Да и Влад Мамышев-Монро, как мы знаем, бывает эпатажным и чрезмерным, но никогда — бездарным. Так что если не боитесь экспериментов, вам сюда. Шекспира перед спектаклем перечитывать не стоит.
фото: пресс-служба
В заключение — маленькая сенсация от «Мастерской Петра Фоменко». Хореограф Олег Глушков лишил «фоменок» дара речи, научив их танцевать. Весь вечер на сцене Мадлен Джабраилова, сестры Кутеповы, Алексей Колубков и другие. О чем спектакль? Разумеется, о любви. Называется он весьма для «фоменок» нетипично — «Моряки и шлюхи». Но внимание! К пре- мьере название еще может поменяться.