Если вы уже устали от праздничного общения с друзьями и родственниками, от катков, кафе и кино, самое время отправиться в театр. Всей семьей.
Для начала пойдем в МХТ. «Конек-Горбунок» в постановке Евгения Писарева — хороший вариант для семейного просмотра. Зарекомендовавший себя как мастер комедий и мюзиклов, нынешний худрук Театра им. Пушкина совместил в «Коньке» первое со вторым. Многослойность и многоадресность чувствуются и в тексте Ершова, переписанном братьями Пресняко-выми, и в злободневных куплетах на стихи Алексея Кортнева. Так, в прологе «Конька» юный зритель обязательно улыбнется панковскому начесу и клевому прикиду чуваков Гаврилы и Данилы (старших братьев Ивана-дурака). А зритель поискушеннее углядит в бодром сельском зачине пародию на всех «Кубанских казаков» разом. По ритму и отточенной картинке (сценограф Зиновий Марголин, использовавший все немалые возможности мхатовской сцены, действительно превзошел самого себя) спектакль сработан на совесть. От приторной сладости, в которую часто впадают театры, берясь за сказки, его спасает лихое изящество, с каким Ирина Пегова изображает волшебную Кобылицу и Царь-девицу, а Сергей Медведев – Конька. Никакого горба у него нет и в помине: угловатый паренек в комбинезоне и черных очках, усаживая Ивана на бревно с пропеллером, весело подмигивает залу: «Приглашает вас в полет первый в мире конь-пилот…»
Словом, младшеклассники будут радоваться от души. Подростки оценят гламурные танцы все той же Ирины Пеговой в образе знойной турчанки, а папы и мамы – горько-смешной подтекст. Действительно, трудно не расхохотаться, глядя, как митингует народ, обживший спину Рыбы-кита. Им кричат: «Спасайтесь, рыба сейчас нырнет под воду!» А они в ответ: «Наши деды эту рыбу от набегов защищали!..»
фото: Екатерина Цветкова
...Однажды Президент РФ подписал указ о том, что для сохранения национального литературного наследия каждый россиянин должен заучить по одной книжке. Выполнять указ начали с жителей деревни Большие Ущеры. Молодой и многообещающий Кирилл Вытоптов поставил в «Современнике» нашумевший роман Всеволода Бенигсена. Он начинается смешно, а кончается, как водится, трагично. Если дети-подростки одолевают вас вопросами о том, что и почему происходит в стране, — смело берите их на спектакль. Лучшего объяснения все равно не найти. Библиотекаря, которому выпало воплощать генеральную национальную идею, в спектакле Вытоптова сыграл один из самых интересных актеров «Современника» – Илья Древнов. Пока на Большой сцене идет «ГенАцид», на Другой (то есть Малой) дебютирует режиссер Габриэлла Туминайте. Если ее фамилия вам что-то напомнила, вы не ошиблись: это дочь худрука Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса. Но, как сказано в одном старом анекдоте, мы любим ее не только за это. Несколько месяцев назад молодая литовка показала Галине Волчек эскиз постановки «Эмилии Галотти», не самой известной пьесы Лессинга. Речь в ней о том, как в далеком немецком княжестве самодур-принц расстраивает чужую свадьбу, пытаясь совратить приглянувшуюся ему девушку. Воплощая такой сюжет, трудно не впасть в чрезмерную слащавость, но эскиз Туминайте был так неслезлив и даже жесток, что в театре ей сразу дали зеленый свет. Ее спектакль будет о том, что ложь — очень опасная зараза, вирус которой поражает всех, даже чистейшую Эмилию Галотти (ее по очереди играют Дарья Белоусова и Виктория Романенко). Обещают по-трясающие декорации Адомаса Яцовскиса и записного красавца Владислава Ветрова, неузнаваемого в роли мстящего за честь дочери старика-отца. В общем, если вашим чадам уже исполнилось 16, а слушать объяснения, что такое любовь и соблазн, они, как водится, не желают, возьмите их с собой.
фото: Михаил Гутерман
Комедия Островского в постановке Миндаугаса Карбаускиса подверглась ребрендингу, но весьма тактичному. Так что спектакль понравится и старшим, и младшим, и ценителям авангарда, и блюстителям традиций. Текст оставили без купюр, зато сама пьеса стала поводом поразмышлять о том, можно ли сохранить талант. Провинциальную актрису Сашу Негину (Ирина Пегова) хотят купить сразу несколько местных богачей (Игорь Костолевский и Михаил Филиппов). А еще у Саши есть образованный, но бедный жених (Даниил Спиваковский), который учит ее, что талант не продается. Богачи мстят, срывая бенефис, из театра ее гонят, за квартиру платить нечем. Что же делает Саша? Берет в охапку маменьку (Светлана Немоляева) и уезжает вместе с самым богатым и деликатным. У Островского каждая новая сцена содержит новую интригу, у Карбаускиса – каждый персонаж в свое время становится мотором действия: большой черный сценический круг, превращенный художником Сергеем Бархиным в подобие грамофонной пластинки, приходит в движение. Словом, у каждого из «маяковцев» есть в спектакле соло. А самое сильное впечатление производит финал: вырвавшись на волю из родного захолустья, Негина принимается бегать, почти крича от счастья. Но зритель-то видит, что бегает она по кругу! Выходит, и воли никакой нет, есть лишь жесткая дилемма: либо совсем уже пошлое прозябание, либо — такой же бег на месте, но ради служенья муз.
фото: архив журнала
Если вы предпочитаете что-то более радикальное, то вот вам новость: Театр наций открывает Малую сцену. Сцена-трансформер, или блэк-бокс, как называют такие площадки в Европе, говорят, уже приглянулась Томасу Остермайеру и Деклану Доннеллану. Но открывают ее не они, а молодой сибиряк Тимофей Кулябин, недавний номинант «Маски» (за новосибирского «Макбета»), решивший поставить в Москве своюверсию «Электры» Еврипида. Действие античной трагедии происходит в сегодняшнем аэропорту. Именно там царица Клитемнестра встречает вернувшегося из похода на Трою мужа Агамемнона. И вместе с любовником его убивает. Этого ей не сможет простить дочь Электра. А тут еще из дальних стран является сын Орест... В общем, кто учился в школе, тот знает, что для Клитемнестры все кончилось плохо. Что по этому поводу придумает Тимофей Кулябин — увидим в ближайшее время. Электру сыграет талантливая красавица Юлия Пересильд, а Клитемнестру — бывшая прима новосибирского «Красного факела» Лидия Байрашевская. Кто ее еще не видел, обязательно запомните это имя. Детей до восемнадцати лет лучше с собой не брать. А то, кто их знает, впечатлятся и тоже начнут мстить.
фото: пресс-служба Театра Наций
«Прошлое и настоящее»
Домочадцев любого возраста можно брать с собой, если вы решите отправиться на экскурсию по Театру имени Вахтангова. Попасть за кулисы — мечта каждого. Тем более, если вас сопровождает умный и влюбленный в театр человек. Две служительницы музея, Ирина Леонидовна Сергеева и Маргарита Рахмаиловна Литвин, приглашают в путешествие по театру. Балкон, спецложа, которую соорудили специально для визита Сталина (вождь народов театр так и не посетил), бельэтаж, фойе которого украшают фото из золотого фонда; синие шторы и легендарное кресло со львами в кабинете худрука — кабинет по очереди занимали Рубен Симонов и Михаил Ульянов. Гримерки, где и сегодня готовятся к выходу на сцену легендарные примы Юлия Борисова и Людмила Максакова. И, наконец, сама сцена, выйдя на которую, можно глянуть в черный провал зала и навсегда заболеть театром. Предупреждение: подростков с неокрепшей психикой на сцену лучше не пускать – у многих знаменитостей все именно так и начиналось.