Удачный брак как способ поправить дела никогда не сходит с повестки дня. Свою знаменитую трилогию Сухово-Кобылин придумал, сидя в тюрьме по ложному подозрению в убийстве любовницы. Он знал, о чем писал.

Не зря говорят, что Александр Сухово-Кобылин сегодня самый актуальный классик. Как начнешь читать про финансовых аферистов, чиновников-взяточников и о полицейском произволе – кажется, будтонаписано только вчера. Интересно, что в МХТ роль мошенника Кречинского, который охотится за приданым богатой невесты Лидочки (чувственная Наташа Швец), доверили актеру Александру Голубеву, недавно сыгравшему советского карьериста Ясюнина в спектакле Богомолова «Год, когда я не родился» (по пьесе Виктора Розова «Гнездо глухаря»). Тот тоже цинично шел к своей цели, используя жену и тестя как ступеньки социальной лестницы. Только в пьесе Розова этот тип вился подколодной змеей, а здесь – берет апломбом и модными костюмами. Но суть вечного приспособленца от этого не меняется. Он только следует правилам игры, которые приняты в обществе на данный момент: то предстанет тихим Молчалиным, то великосветским денди. Внутри же это расчетливый делец, которых сегодня — целая толпа на каждом перекрестке.

«Свадьба Кречинского» – вторая постановка в Художественном театре латвийского режиссера Виестурса Мейкшанса. Первой был «Каренин» Василия Сигарева на камерной Новой сцене, с талантливой и весьма неожиданной трактовкой событий толстовского романа. Но на этот раз инсценировка оказалась вполне классической, а все силы режиссера ушли на освоение огромного пространства главной сцены МХТ. Скромную и тесную комнатку помещика Муромского (его замечательно играет Николай Чиндяйкин) художник Рейнис Сухановс ловко «вынимает» из-под сцены, словно детскую шкатулку. А квартира живущего не по средствам Кречинского, наоборот, оказывается непомерно большой: с гигантской, в три человеческих роста дверью и холодильником, где помимо стратегических запасов водки помещается целый полк девиц легкого поведения, соблазняющих подельника Кречинского, мелкого жулика Расплюева. Расплюев в эксцентричном исполнении Игоря Хрипунова и становится звездой этого спектакля. Отдельный аттракцион – маленький оркестрик, ни на шаг не отстающий от главного героя. В общем, публике тут не дадут заскучать.

Однако общий режиссерский месседж остается пока неясен. Но, может быть, пазл сложится, когда выйдут две другие части трилогии СуховоКобылина – «Дело» и «Смерть Тарелкина». Их премьеры в постановке Виестурса Мейкшанса намечены на март и июнь.

фото: Сергей Петров