VashDosug.ru публикует обзор самых ярких спектаклей, которые точно понравятся зрителям от 12 лет. Нескучная школьная классика, вдумчивое сосредоточенное действие или развеселый андеграунд — решать им. А родителям — опасаться, как бы после похода в театр их взрослый ребенок не захотел поступать в театральный.
Мастерская Петра Фоменко
Сыграть сентиментальную мелодраму нескучно, это надо было постараться. Однако «новым фоменкам» это удалось! Во время действия зритель понимающе подхихикивает или гогочет в голос, но выходит из зала озадаченный. «Любовь любовью, а способен ли русский человек на поступок. И если да, то какой»? Хрестоматийный текст в таком «прочтении» есть остроумный ответ на актуальный вопрос о самоидентификации. Кстати, несмотря на то, что на сцене царит Тургенев, проблематика спектакля явно позаимствована из статьи Чернышевского («Русский человек на rendez-vous»), в которой он разоблачает русского человека, априори слабого и инертного. Поспорить с классиками зритель волен сам — актеры дают ему пищу для размышлений. Они с радостным азартом игнорируют все шаблоны — никаких вам тургеневских девушек и благородных господ, все лихо меняют «маски», интонации, мимику и жесты. Актеры чувствуют неидеальность своих героев, раскрывают трогательную правду характеров, при этом лишают их старомодности.
Студия театрального искусства
Сергей Женовач поставил спектакль давно, но популярность его нерушима. Это не воспроизведение романа Достоевского, это лучшая его часть. Только в СТИ можно увидеть, из каких мальчиков выросли «Братья Карамазовы» Достоевского. Вопросы, терзающие души молодых, и сегодня все те же. Несмотря на наш технологичный век, все так же спорят они о душе, нерушимом братстве дружбы, о Боге и любви. Их споры громки, суждения безапелляционны, клятвы искренны и чисты. До чего доводит нерушимая вера в идеалы, начинающие театралы решат сами. А заодно узнают себя в героях Илюши Снегирева, Коли Красоткина и Алеши Карамазова.
Театральный центр «На Страстном»
Модернизированное «Горе от ума» — дерзкий спектакль, переросший из ученической работы во вполне взрослую постановку. Чацкий в этом спектакле отнюдь не попиратель старого социального строя, но несчастливый герой-любовник. Зрители от такой метаморфозы в восторге. Актеры — тоже. Главная роль досталась продолжателю знаменитой династии Никите Ефремову. 23-летний актер (успевший влиться в коллектив «Современника») получил за нее премию «Золотой лист». Награду он оправдывает. Ефремов мастерски играет человека, оказавшегося в ненужном месте в ненужное время. Яркую и честную личность, чьи молодые мечты о «другой» жизни и настоящей любви не просто погасли, но в одночасье превратились в прах. Параллельно с любовной драмой, зрителю показывают современную Москву и то, как легко этот город перемалывает душу, как исчезают радость и праздник, а на их месте возникают усталость и неизбывная боль. Как с этим жить? — попробуйте ответить себе вместе с Чацким.
Театр им. Вахтангова
На волне всеобщего интереса к роману Толстого, вахтанговцы осуществили еще одну небанальную версию трагедии запутавшейся в страстях дамы света. За 2,5 часа, пока актеры находятся на сцене, не слышно ни одной реплики. Роман Толстого здесь танцуют.
Поставила необычный спектакль Анжелика Холина, знаменитый хореограф из Литвы. Ее стараниями диалоги отсутствуют, сюжет прозрачен, характеры героев очевидны, смысл ясен. Каренина здесь — прекрасная страдалица, ее супруг — ревнивый монстр, Вронский — холодный повеса. Всё громко, четко, отчаянно и страстно. В этой версии романа не умеют ни любить, ни прощать. Анна гибнет, осужденная не столько мужем, сколько толпой и последовавшим за общественным мнением бывшим возлюбленным. Огромный плюс спектакля — безупречный стиль. Искусно поставленный свет, фантастически красивые костюмы... Впечатляет замечательная придумка со стульями, с помощью которых артисты отсчитывают оставшиеся дни Анны. Позже стулья «превращаются» в ритмичные жернова, смалывающие маленькое тело героини. Смотреть всем!
Театр им. Маяковкого
Яркая и задиристая постановка молодого режиссера Туфана Имамутдинова основана на гоголевских «Записках сумасшедшего». Но погодите морщить нос, предполагая тоскливую драму маленького человека. Ошеломляющая энергия молодых артистов (в спектакле играют выпускники ГИТИСа) превратила безрадостные «Записки...» в карусель задорных этюдов. Задуманных и сыгранных без особой глубины, зато с блестящей фантазией. У Гоголя Поприщин (блестящая работа Александра Алябьева) — затюканный чиновник, воспылавший страстью к недосягаемой дочке начальника и потихоньку скатившийся в безумие. А в Маяковке — дерзкий юнец с сумасшедшими мечтами и неуемной энергией. Он не сомневается — любовь можно завоевать. Ведь питерский чиновник ничуть не хуже учителя танцев из бессмертной комедии Лопе де Веги. Блестящие сценки, обыгрывающие испанский сюжет, недвусмысленно подтверждают эту идею.
Сатирикон
И снова дорогу молодым! По решению Константина Райкина на большую сцену театра попали совсем еще юные артисты, не успевшие еще закончить Школу-студию МХТ. Не заразится их молодым пылом и не прийти в восторг от новой, суперсовременной версии «Ромео и Джульетты» невозможно! Это действо даже на спектакль не похоже, скорее на грандиозное шоу с элементами цирка, спортивных состязаний, компьютерными примочками и электронными громом-молнией. Сцену то «заливает» рисованной кровью, то закидывают электронными розами, здесь же вихрем проносятся кабинки американских горок, парни и девушки участвуют в велосипедных состязаниях, а старшее поколение пытается их разнять, истошно крича в мегафон. Спектакль весь — про юность, первую страсть, первую боль. В нем нет ни грамма фальши. А как иначе. Если молодые актеры вместе с молодыми зрителями сами еще верят в такую любовь.
Театр.doc
Если вдруг вы устали от классики (пусть и модернизированной со знаком «+»), непременно купите билеты на спектакль Саши Денисовой и Юрия Муравицкого в радикально-андеграундном Театре.doc. Под их руководством Джим Моррисон, Дженис Джоплин и Джимми Хендрикс прописываются в детстве и юности актеров, их играющих, становясь роднее самых близких. Актеры по сути делятся своими личными историями, зачитывают дневниковые записи и рассказывают про самое-самое. Упоительная свобода заразительна, и и девочки-зрительницы узнают себя в юной Дженис, которую гнобили в школе, мальчики — в юношеских бунтах против жизни, ставших принципами их короткой жизни. Короче, все друг другу станут своими. Ну и, конечно, в этом спектакле много той самой музыки: забытый фальцет Джоплин, гитарные выкрутасы Хендрикса, голос-крик Моррисона.