Звезда сериалов «Женская лига» и «Одна за всех», представительница известной актерской династии рассказала «ВД» о себе, семье и Театре имени Маяковского, где выходит ее новая премьера.

Однажды, когда я училась в первом классе, пионерка шла со мной из школы. На Ордынке она показала мне свой дом, пояснив шепотом, что «в их квартире жила Ахматова» (я тогда думала, что речь про какую-то старшеклассницу). И еще сказала, что все в их семье были «актерками» — и она тоже будет. Потом Аня ушла из нашей школы, но я видела ее по телевизору — в фильме Михаила Козакова «Если верить Лопотухину». А еще лет через десять мы встретились в гостях у Феклы Толстой. Аня уже заканчивала ГИТИС, а я только поступила. Помню ее фразу: «Актерке ум не нужен». Я тогда сильно обиделась за артистов. Настолько, что, лет пятнадцать спустя придя в ее гримерку в Театре Маяковского, с ходу задала тот самый вопрос:

Аня, актерке ум не нужен?!
Конечно, нужен. Хотя есть же артисты — необразованные и не очень умные, но жутко талантливые. Как говорила Раневская, талант, как прыщ на жопе, у любого вскочить может. Обидно слышать, но это правда. Я тоже хочу верить Александру Сергеевичу, что гений и злодейство — вещи несовместные, но ведь это не так! А как хочется, чтобы все были умные и умели поднимать зрителя до себя, а не сами опускаться. Но фраза «актерке ум не нужен» — все же кокетство. Хотя вот муж мой говорит иногда: «Дубиноголовая жена моя!» И в чем-то он прав: я не помню названий книг, фильмов — теряю всю эту выпендрежную информацию и потом не могу блеснуть ею в разговоре. В этом смысле я блондинка из анекдота.

В «Талантах и поклонниках», первой постановке Карбаускиса в Маяковке, вы сыграли актрису Смельскую. Знаю, что уже идут репетиции спектакля Карбаускиса о Канте, и у вас там тоже роль. Как вам работается с этим режиссером?
Он жутко талантливый, у него безумная фантазия и потрясающее умение придумывать форму. Но при моем буйстве я иногда не очень понимаю, чего хочет Миндаугас. У нас разница темпераментов: мне надо порвать страсти в клочья, он для меня человек холодноватый. Но, может, это-то и удача — он меня загоняет в нужные рамки.

Про вас ходят истории, например о том, как вы пять лет поступали в театральный, пока вас не принял к себе Андрей Гончаров. И это при актерской семье!
Папа считал, что я должна добиться всего сама. И кое в чем он был прав — за эти пять лет я сильно изменилась. Знаете, в 10-м классе я ходила к парикмахеру Сергею, он очень красиво стриг. И вот когда меня совсем загнобил папа, который кричал: «Ты не станешь актрисой, потому что не можешь ради дела отказать себе в ерунде!», я стала думать: забью я на это актерство, научусь просто стричь людям волосы — и чтобы вся эта семья отстала…

То есть семья давила?
Я была разгильдяйкой, но мной никто всерьез и не занимался. Папа укорял: «Ты не ходишь в театры, не была в музее...» А я, клянусь, не знала, как это делается. Я могла прийти в ТЮЗ, где мама оставит контрамарку, а как пойти в другой театр, не знала. Сейчас бы я ответила папе: «Ну отведи
меня в театр, в музей — научи меня!» Но тогда я этого сказать не могла.

А мама?
А мама — инженю: худенькая, лирическая, она со мной не справлялась. И потом — у папы новая семья, у мамы — новая, меня перекидывали туда-сюда. Меня только бабушка любила, Нина Антоновна Ольшевская. Думаю, природа все уравновесила: если бы меня так же сильно любили мама с папой, я бы выросла чудовищно избалованной.

Говорят, вас очень любил Андрей Гончаров — останавливал репетиции и просил спеть под гитару. А ведь он слыл тираном…
У меня с ним связано только счастье!даже не знаю, как он относился ко мне как к артистке, но по-человечески он был ко мне очень нежен. На площадке он орал на меня, как и на всех остальных, но я его не боялась. Знаете, я вообще все могу простить, если меня любят. Как только понимаю, что любви нет, — все, духовка закрывается. А когда любят — пусть орут. С Гончаровым было трудно. Выходишь на сцену, он сразу орет: «Нет!» Выходишь еще раз: «Нееет!» Выскакиваешь, как ошпаренная: «Что вам надо от меня?!» — «Вот, так и надо» (хриплым старческим голосом).

Если по старинке, то вы…
Комедийная героиня — так меня Андрей Александрович называл. То есть я могу быть героиней и могу быть смешной.

Когда в театре начался упадок, вам не хотелось уйти?
При Гончарове — нет. Уже потом, при Арцибашеве, у меня остались спектакли «Чума на оба ваши дома» и «Развод по-женски». Главное, что мне нравилось в «Разводе по-женски», это состав. Я приходила, видела всех своих девочек, приносила винцо, сыр — и после спектакля у нас начиналась жизнь. А потом — бегом домой. Когда началась «Женская лига» и «Одна за всех», мне уже было чем заняться. Я столько работала, что один раз мой сын (ему тогда было восемь, и он очень редко меня видел) сказал: «Мама, а ты им скажи, что у тебя двое детей, — может, они не знают?»

На этой неделе — премьера вашего спектакля «Август: графство Осейдж».
Это пьеса американца Трейси Леттса. Он пишет много черных комедий (в Театре наций идет одна из них, «Киллер Джо». — Прим. «ВД»). Но «Август» — семейная сага. Ее Карбаускис ставит вместе с латышским режиссером Гиртсом Эцисом. Я играю старшую из трех сестер, у которых сложные отношения с мамой. Мама — Евгения Симонова. Вот она — индивидуальность! Она недавно мне говорит: «Нельзя ничего делать со своим лицом, надо любить, какое есть». Но ведь это надо себе позволить полюбить себя. А я вот все равно подхожу к зеркалу и хочу талию, которой у меня нет.

Есть амплуа, в котором вы себя еще не попробовали?
Мне всю жизнь казалось, что самая романтическая профессия для женщины — петь в кабаке. Я, когда выпью, всегда пою. Если я запела, значит, можно уже по чуть-чуть наливать. А последняя стадия — читаю стихи и падаю. Но если серьезно, у меня есть жизненная программа: выучить английский, научиться петь джаз, танцевать танго и фламенко. А еще у меня есть мечта — замутить передачу про путешествия. Давайте сейчас закинем эту идею в космос! И будем мотаться и жить в радость. Заходить в какие-то невероятные кварталы — и визжать от неожиданности. Готовить местные блюда, танцевать, петь, орать и переодеваться!

Что бы вам хотелось в себе изменить?
Я бы с удовольствием научилась себя больше любить. Есть во мне такая бесконечная, надоевшая до оскомины интеллигентская рефлексия. Хочется от нее избавиться. Хотя иногда я думаю: а вдруг я избавлюсь и не смогу играть?!


СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО
Ардовых часто называют «культурным достоянием Москвы».

Дедушка Анны, Виктор Ардов, — известный советский писатель-сатирик, сценарист, актер, писал юмористические монологи для Рины Зеленой и Аркадия Райкина.
Бабушка — Нина Ольшевская, красавица и актриса МХАТ. Превратила свой дом в ту знаменитую Ордынку, где перебывали все — от Цветаевой до Бродского. Чаще других у Ардовых гостила Ахматова — в честь нее Ольшевская и попросила назвать внучку.
Папа Анны, Борис Ардов — актер и режиссер.
Мама, Мира Ардова — актриса московского ТЮЗа.
Дяди — актер Алексей Баталов и протоирей Михаил Ардов.
Отчим — актер Игорь Старыгин.
Муж — артист Александр Шаврин.
Дочь, Софья Ардова — студентка Театрального колледжа Олега Табакова.
Сын, Антон Шаврин — снимался с мамой в сериале «Женская лига», фильмах «Все включено-1» и «Все включено-2».

фото: Маруся Гримм, Галина Фесенко, Денис Жилин/ пресс-служба Театра им. Маяковского