Настоящий снег, дюжина велосипедов и красавица Александра Урсуляк, играющая злого брата и добрую сестру. Юрий Бутусов выпускает знаменитую пьесу Бертольта Брехта.
Не так давно в МХТ имени Чехова Кирилл Серебренников поставил знаменитую «Трехгрошовую оперу». В начале этого сезона вполне аполитичный Миндаугас Карбаускис выпустил в «Маяковке» пьесу«Господин Пунтила и его слуга Матти» — про финского землевладельца, который похож на человека только под парами алкоголя. В «Табакерке» молодой режиссер Александр Коручеков репетирует антифашистскую драму «Страх и отчаяние в Третьей империи».
Но главной премьерой этого брехтовского марафона, похоже, станет спектакль Театра имени Пушкина. Здесь решились поставить самую известную пьесу Брехта – того самого «Доброго человека из Сезуана», с которого начинался Театр на Таганке. Легендарный спектакль, где играли Владимир Высоцкий, Вениамин Смехов, Алла Демидова, Валерий Золотухин и Зинаида Славина, оставил такой мощный след в истории театра, что браться за эту пьесу снова долго никто не отваживался. Самым смелым оказался Юрий Бутусов. Этот авангардный режиссер может поставить чеховскую «Чайку» с целым сонмом Заречных и Треплевых (она удостоилась «Золотой маски») или прокрутить сюжет «Иванова» в обратном направлении, от конца к началу. Он мастер эффектных мизансцен и невероятных аттракционов. Любой его спектакль похожна трагическую клоунаду, где грубый фарс соединяется с чистейшей лирикой, а кровавый гиньоль может обернуться психологической драмой. Постоянный соавтор Бутусова – художник Александр Шишкин, многократный лауреат «Золотой маски», равного которому по буйству фантазии в нашем театре вообще нет.
В интерпретации этого дуэта «Добрый человек из Сезуана» вряд ли будет похож на публицистичный, острый и злободневный спектакль Юрия Любимова. Для нынешней постановки был заказан новый перевод пьесы (интересно, что его автор – театральный режиссер Егор Перегудов), в котором текст Брехта звучит не как революционный призыв, а как философская притча о добросердечной проститутке Шен Те, неожиданно обласканной богами. Чем больше добра пыталась сделать Шен Те, тем больше бед сыпалось на ее голову, чем больше помогала людям, тем легче они ее обманывали. Так что в конце концов Шен Те пришлось придумать себе двойника — предприимчивого и злого брата Шуи Та: с волками жить — по волчьи выть.
В театре Пушкина главную роль доверили Александре Урсуляк. Ее возлюбленного, безработного летчика Янга Суна, сыграет записной красавец Александр Арсентьев. Самолета в натуральную величину на сцене не будет, но зато для спектакля закуплена дюжина велосипедов. Вечер, похоже, пролетит с ветерком.
фото: Владимир Луповской