День всех влюбленных вместе со знаменитыми артистами? Почему бы и нет. В преддверии самого романтического праздника года, VashDosug.ru написал о самых звездных и красивых спектаклях о любви, идущих на московской сцене в этом месяце.

«Ночь с незнакомцем»
Школа современной пьесы

Эта лирическая комедия в Школе современной пьесы бьет все рекорды популярности. Впрочем, понятно — за настроение отвечает исполняющая главную роль прима театра, всенародная Констанция Ирина Алферова. Но никаких советских реалий и экскурсов в прошлое, «Ночь» лишена их по определению. Все происходит с нашими современниками. Здесь и сейчас.

Главным в системе персонажей выступает мелкий предприниматель Власов. Оказавшись должен своему инвестору, он вроде как соглашается в качестве компенсации выдать ему на одну ночь собственную жену. На самом же деле «выдает» давнюю одинокую подругу жены, со взрослой дочерью в придачу. Сначала все развивается по хитрому плану Власова — кредитору не нравится женщина в летах (к тому же умная), он собирается простить долг «за так». Во втором же акте происходит неожиданное — выясняется, что жена «подложная», кроме того, ее взрослая дочь является еще и дочерью Власова.

Мелодраматические перипетии (кто кого любит или любил когда-то) в стиле качественного сериала обрели в театре особый шарм, а торжество зрелой любви в финале дарит веру в сказку. Хотя бы на время.


«Таланты и покойники»
Театр им. Пушкина

Здесь сошлось всё: и отличная пьеса, и сильный режиссер, и талантливые актеры. Главную роль блестяще играет Сергей Лазарев. По сюжету друзья-художники приходят к выводу, что картины мертвых авторов продаются как горячие пирожки, тогда как они — живые — сидят без денег. Выход один — «умертвить» самого талантливого. Чтоб после мнимой смерти он распоряжался своими сказочными деньгами в образе собственной сестры. Так неуклюжий Жан-Франсуа Милле становится прелестной Дейзи.

Ну чем не «Тутси» на новый лад? Впрочем, можно вспомнить и «Тетушку Чарлея», и «В джазе только девушек», и еще множество подобных историй с переодеваниями. Писареву удалось невероятное — заставить зрителя забыть все сравнения, смотреть во все глаза и верить в «Дейзи»-Лазарева. Что и говорить, дама вышла приятной во всех отношениях: яркая, умная, щедрая. В нее и правда нельзя не влюбиться — герои-мужчины буквально падают к ее ногам. Этот спектакль как шампанское — праздничное и сладкое. Пробуйте обязательно!


«Фрекен Жюли»
Театр Наций

Спектакль для зрителей, ратующих за правду в театре. Томас Остермайер, знаменитый немецкий режиссер поставил пьесу Стриндберга как остросоциальную драму. Он перенес старомодный сюжет в московские реалии, — дочь олигарха спит с водителем отца и мучается от безделья и одиночества. Разыгрывают суть новорусских будней ярчайшая пара московской сцены Чулпан Хаматова и Евгений Миронов.

Герой Миронова — примитивный выскочка, готовый на все, чтобы стать частью бомонда. Героиня Хаматовой — пустоголовая, духовно неразвитая девица на модных шпильках. Она с истеричной запальчивостью кидается в гущу новогодней тусовки, поддавшись пьяному порыву оказывается в постели у водителя. Наконец, хочет ехать с ним в Индию, но вместо этого оказывается в зимнем саду с заряженным пистолетом у виска. Остермайер так расставил актеров в финальной сцене, что зрителю понятно, убить Жюли успеет не только себя, но и любовника. Сценография немецкого качества (Остермайер привез в Москву свою команду) добавляет спектаклю остроты и трагизма. Все два часа на сцену падает бутофорский снег, за плотной чернотой задника грохочет клубная музыка, перед зрителем же блестит начищенный кафель кухни в стиле хай-тек.

фото Владимира Луповского


«Циники»
Театр им. Моссовета

Спектакль по роману «Циники» — явление уникальное, поскольку и блестящий роман, и его автор Анатолий Мариенгоф, имажинист и близкий друг Есенина, известны только узкому кругу специалистов по русской литературе начала XX века. Это одно из первых произведений, написанное как полноценный киносценарий. Но главное — это прекрасный роман о любви.
Герои Мариенгофа одновременно встретили любовь и революцию. Столкнувшись с действительностью, они из юных мечтателей превратились в циников. Но если восторженный романтик Владимир (блестящая работа Алексея Трофимова) ощутил необходимость приспосабливаться к новым советским условиям как драму, то его возлюбленная — то ли эксцентричная мазохистка, то ли безумная нимфоманка Ольга (красавица Евгения Крюкова) — как сальный анекдот, в финале которого она стреляется от скуки. Фактура Крюковой привносит в спектакль чувственную ноту, и безволие мужчины-героя становится еще убедительнее. Хороши в спектакле аутентичные костюмы: пенсне, бархатные пиджаки, жилетные цепочки, струящийся шелк. Начало века с революционной сумятицей, какая она есть. И душевный трепет — каким он быть должен.

фото Екатерины Цветковой


«Пигмалион»
Современник

Смотреть «Пигмалиона» в «Современнике» — особое удовольствие. Постановку отличает элегантность, с которой два известных актера (Сергей Маковецкий и Алена Бабенко) соревнуются за зрительскую любовь. История, рассказанная Бернардом Шоу, приобретает здесь особый колорит, более современный, если не сказать народный. Искрометный юмор диалогов растаскан на цитаты. Растирожированы перлы вроде «настоящая ледя», «чевсная деушка», «зрасьте». Но самое главное — постановка дарит зрителям великую иллюзию большого чувства между английскими золушкой и джентльменом-циником.

Изголодавшиеся по сказкам российские театралы восторженно наблюдают за тем, как Хиггинс пытается скрыть привязанность к ученице, а по уши влюбленная ученица — девичью обиду за невнимание. Алена Бабенко здесь трогательна и нежна. Но главный в спектакле все-таки Маковецкий. Он держит спектакль, как шкатулку с драгоценностями — любуется ею, но из рук не выпускает. Шанс увидеть, как актер счастлив, играя предложенную ему роль — ни с чем не сравнимое удовольствие. Его манера «давать аристократа с душой мальчишки» неподражаема.

фото Сергея Петрова


«Старший сын»
Свободная сцена

Антреприза — обычно гарантия равнодушия ценителей театра. Но здесь случай особый. Спектакль по одной из лучших пьес Александра Вампилова «Старший сын» поставил режиссер Павел Сафонов. А сыграли в нем признанные мастера сцены.

Виктор Сухоруков создал свою версию блаженного папеньки, поднял образ прямо-таки до гоголевских высот. Благодаря ему тема маленького человека зазвучала иначе. Его герой — талантливый человек, которого унизили, а потом не дали подняться.

Остальные артисты не потерялись на фоне мэтра. Все вместе, они вынесли прекрасную пьесу к публике буквально на руках. И вахтанговская молодежь (Симонов, Крегжде), и медийный Евгений Стычкин, и сатириконовская прима Агриппина Стеклова. Про фоменковца Евгения Цыганова и говорить не приходится. Так, как он, играть любовь, не умеет никто. Актер делает наглядной логику поступков, любые проявления чувств. Так что не пропустите.

фото Екатерины Цветковой