Оперы Мариинского театра «Пеллеас и Мелизанда» и «Сказки Гофмана» на фестивале «Золотая маска».
Оперы прекрасно компонуются в одну программу. Пометка к «Пеллеасу…» – лирическая драма, пометка к «Сказкам…» – фантастическая опера. Обе в пяти действиях, обе исполняются на французскомя зыке, работы репетиторам Мариинки хватило. Разумеется, в обеих музыкальный руководитель и дирижер — Валерий Гергиев. Даже без напряжения в решениях спектаклей тоже можно увидеть общую базу. Английская постановочная команда во главе с Даниэлем Креймером («Замок герцога Синяя Борода» в Мариинском) и отечественная бригада во главе с Василием Бархатовым (уже шестая постановка у Гергиева) бежали от красивостей и прислушались к странностям, скрытым в обеих партитурах.
Так как «Сказкам…» еще предстоит разбор по косточкам на заседаниях жюри, обратимся к «Пеллеасу…». В Москве об этой опере публике напомнили МАМТ и Французский культурный центр несколько сезонов назад, а в Петебурге, где ее не ставили почти век, Мариинский. Оперу по мотивам пьесы Мориса Метерлинка Клод Дебюсси затевал как ответ Вагнеру, противопоставляя стенобитной немецкой мощи мир французских полутонов. Мариинский окутал действо темной дымкой.
А пока артисты мотивируют символистскую драму, маэстро Гергиев проделывает то же с оркестром. Каждую музыкальную фразу в яме словно обминают и ощупывают, отчего возникает ощущение почти физиологического взаимодействия звуков. Так из символистской зыби Дебюсси–Метерлинка получилась зрелищная опера-триллер, в которой каждая сцена пронизана ожиданием трагичного финала. Оторваться от этой смеси звуков и действа совершенно невозможно. Еще на премьере в родных стенах Гергиев подчеркнул, что на оркестр рассчитывал, а вот певцы его приятно удивили. Из того состава в Москве будет петь лишь Андрей Бондаренко, чей голос станет для Москвы открытием. Остальной кастинг тоже очень достойный: Ирина Матаева, Евгений Уланов, Злата Булычева и другие.
фото: пресс-служба Мариинского театра