представила новую сольную программу на сцене МАМТа.

Это был третий концерт уникального проекта «Королева оперы». Сначала Москва услышала легендарную Джесси Норман, затем восхитилась Марией Гулегиной. Но будем честны, сольного выступления Хиблы Герзмавы меломаны ждали с особенным чувством. Она поет на лучших оперных сценах мира, считается звездой Венской, Парижской, Римской опер, на ее счету успех в Метрополитен-опера и Королевском оперном театре Ковент-Гарден. Уже давно «гражданка мира», в родном Стасике Герзмава появляется не так часто. Но титулы, как и гламурные составляющие больших проектов (обязательные корзины цветов, дизайнерские наряды и вип-приглашенные в ложах) ей как будто бы не важны. Даже получив статус дивы, Герзмава, умеет оставаться мягкой, лиричной и чарующе-женственной.

Программу, которую Герзмава представила на сцене родного театра, нельзя назвать легкой для восприятия. Певица не стала превращать сольное выступление в концерт по заявкам, но и не сделала из него претенциозное шоу для знатоков. Рядом с безоговорочными хитами соседствовали каверзные вещи. Аккомпанировал ей родной оркестр, но под руководством обладателя «Грэмми» дирижера Марко Армильято. Он считается специалистом по итальянской опере, и Герзмаву, судя по всему, обожает (маэстро приехал в Москву специально ради выступления певицы). На сцене их дуэт смотрелся органично — Армильято не давал оркестру сорваться в соблазнительное соревнование с артисткой, «вел» солистку с первой минуты концерта до последней. Чуткость к малейшим изменениям в интонациях явно льстила певице, — заручившись такой поддержкой, она, действительно, царила на сцене.

В этот вечер Герзмава примерила на себя образы лирических героинь мирового репертуара: Медоры из «Корсара» и Амалии из «Разбойников». Не забыла она и про героику: мстительная Вителлия из моцартовской оперы «Милосердие Тита» также вышла у нее выше всяких похвал.

Но «вишенками на торте» стали последний акт вердиевского «Отелло» (баллада о плакучей иве и молитва Дездемоны) и сложнейшая партия мирового репертуара — кавантина Нормы «Casta Diva» из оперы Беллини (самой знаменитой Нормой XX века была Мария Каллас). Герзмава справилась с ними безупречно, продемонстрировав прямо-таки чудеса на виражах. Ее Норма вознеслась в молитве, коларатуры прозвучали трепетно и нежно.

«На бис» артистку вызвали не раз и не два. Трогательно пританцовывая на месте, Герзмава с очаровательной улыбкой спела хит Рихарда Штрауса «Morgen», а также кокетливую и наивную песенку про букет из Ниццы. Но настоящим сюрпризом стала абхазская песня «Warada», исполненная ею вместе с мужским хором.

Оглушительные аплодисменты не смолкали больше 10 минут, — концерт стал еще одним доказательством мирового триумфа «Златоокой» певицы (именно так с ее родного абхазского языка переводится «Хибла»). А звучание ее солнечного сопрано — подарком для всех тех, кто понимает, что такое идеальная вокальная форма.


Проект «Королевы оперы» продлится еще два года. За это время планируется 12 концертов, в столице планируют выступить Анджела Георгиу, Суми Йо, Натали Дессей, Вальтрауд Майерр. Грандиозным финалом обещает стать гала-концерт 2014 года на Соборной площади Московского Кремля.

фото  (1, 2.3) — Александр Райко

фото 4 (оно же в фичере) — M. Logvinov